>Позиция МЦР>Пресс-конференция «Разрушение музея есть разрушение страны»
Пресс-конференция «Разрушение музея есть разрушение страны»
Позиция МЦР

Пресс-конференция «Разрушение музея есть разрушение страны»

Такой цитатой Н.К. Рериха была обозначена тема пресс-конференции, которая состоялась 17 марта в издательском доме «Московский комсомолец». На встречу с журналистами пришли первый вице-президент Международного Центра Рерихов, Генеральный директор общественного Музея имени Н.К. Рериха, исполнитель завещания С.Н. Рериха Людмила Шапошникова; вице-президент Международного Центра Рерихов Александр Стеценко; первый заместитель Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Павел Журавихин, заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Наталья Черкашина, заместитель Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха по научной работе Виктор Фролов, член правления Харьковского Культурного Центра им. Н.К. Рериха Марина Логинова, представитель Латвийского отделения МЦР Татьяна Житкова, директор Симферопольского художественного музея Ларина Кудряшова.

Пресс-конференция началась с показа документального фильма «Правда о завещании Святослава Рериха», в котором объясняется, почему Святослав Рерих был сторонником организации музея именно с общественным статусом.

Сегодня такой музей, о котором мечтал Святослав Николаевич, создан: более 12 тысяч экспонатов, сотни выставок в России и за рубежом, выставки художников-космистов, музыкальные вечера, мастер-классы для детей и взрослых и многое другое – общественный Музей им. Н.К. Рериха стал крупнейшим центром в мире по экспонированию, изучению и популяризации художественного и философского наследия семьи Рерихов.

Однако часть наследия Рерихов до сих пор удерживается в Государственном музее Востока – вопреки воле владельца. История началась в 1978 году. Картины Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов – всего 288 полотен – были привезены из Индии для организации выставки. Когда первое выставочное турне закончилось, коллекцию, являющуюся собственностью Святослава Николаевича, передали в Музей искусств народов Востока на временное хранение. После создания Советского фонда Рериха С.Н. Рерих изъявил волю, чтобы эти картины были переданы Фонду для создания экспозиции общественного музея. В октябре 1992 года Святослав Николаевич, находясь в Индии, юридически оформил дополнение к своему завещанию, целиком передав МЦР имущественные права на наследие своей семьи. Через три месяца он умер, а еще через 20 дней вопреки завещанию художника протоколом Фондовой комиссии Музея Востока было решено поставить коллекцию, в которой к тому времени фигурировало уже не 288, а 282 картины, на постоянный музейный учет. Просьба МЦР о передаче ему в собственность этих картин была отклонена. В сентябре 1999 г. Министерство культуры РФ приказом министра В.К. Егорова подтвердило правомерность этих действий. Почему оспариваются права МЦР на эти полотна?

Вот что говорили об этом участники пресс-конференции:

Л.В. Шапошникова:

– Музей имени Н.К. Рериха в Москве многими воспринимается как один из обычных музеев, посвященных творчеству того или иного художника. Но Рерих не только художник. У него есть определенная миссия на нашей планете. Этот момент не все еще осознают, но он главный в деятельности и творчестве Рерихов: и Николая Константиновича, и Елены Ивановны, и двух их сыновей – Юрия Николаевича, ученого-востоковеда, и Святослава Николаевича, художника и мыслителя. Эти четыре человека, работавших на наше будущее, были тесно связаны с Космосом, космической эволюцией. Это сложная система знаний, для передачи которых был необходим человек, способный их усвоить и интерпретировать. Такими людьми были Рерихи, это была главная их миссия. Они передавали высокое эволюционное творчество на нашу планету и, в частности, в Россию. Процесс такой передачи проходит разными путями: и через картины, и через философию, и через литературу, то есть через все творческое наследие Рерихов. Борясь за музей, мы боремся за свою страну.

Работать с наследием Рерихов в нашей стране – это и великий дар, и необходимые условия для выхода России из кризиса. Если наследие Рерихов затоптать, если разрушить музей, связи с космической эволюцией мы поддержать не сможем.

Следы уничтожения уже есть. Нас финансировал меценат, и принадлежащий ему банк был закрыт. Но мы продолжаем работать, работать на страну. Благодаря этому Россия должна войти в новую эпоху. Что эта эпоха собой представляет? В Космосе идет острая борьба между Светом и тьмой, она захватывает и нашу планету. Новая эпоха предполагает новую науку, новое искусство, новую красоту и особенно – новое сознание, которое поднимет нашу жизнь на более высокий уровень.

А.В. Стеценко:

– Не случайно тема пресс-конференции обозначена потрясающей фразой Н.К. Рериха, которую он написал в одном из своих очерков в 1940-х годах, когда полыхала Вторая мировая война. Почему же Николай Константинович такое внимание уделял музеям? Мы знаем, что музеи являются хранилищами культурного наследия, но они его не только хранят, но и популяризируют, распространяют заложенные в нем идеи. А ведь наследие всех выдающихся творцов человечества – это те энергетические центры, которые питают развитие всей культуры. Без этих энергетических центров невозможно было бы развитие цивилизации. Из истории мы знаем: во времена, когда государство подавляло культуру, общество погружалось во мрак, наступали темные времена. Когда наблюдался расцвет культуры – тогда развивалось и общество, и государство. Неслучайно уже в нашу эпоху Д.С. Лихачев говорил, что на музеях лежит ответственейшая задача нравственного воспитания людей, развития у них эстетического вкуса и поднятия культурного уровня. Кстати, Советский фонд культуры и Советский фонд Рерихов были созданы примерно в одно время. Первый канул в Лету, второй был преобразован в Международный Центр Рерихов и до сих пор активно работает.

Что же происходит с Музеем? В прошлом году ему исполнилось 25 лет, и все это время он борется за свое выживание и за свое пространство в России. Почему? Да потому, что государство и чиновники напрочь отвергают деятельность общественных форм культуры. Все изменилось в России за это время, а отношение к культуре осталось прежним. Чиновники ею как руководили, так и руководят.

Едва Святослав Николаевич ушел из жизни, через несколько месяцев выходит постановление за подписью Черномырдина о создании в усадьбе Лопухиных государственного музея. Нарушена была не только воля Святослава Рериха – нарушены ранее принятые и до сих пор действующие постановления Совмина и Мосгорисполкома. Пришлось судиться, и МЦР выиграл суд в 1995 году. В 2007 году музей снова попытались выселить из усадьбы Лопухиных. Два года бились, отстояли, а спустя год – новый иск по инициативе Музея Востока, направленный на то, чтобы изъять у МЦР наследие Рерихов. В итоге уже 13 лет Музей находится в состоянии судебных разбирательств с Минкультом, в состоянии «ползучей войны», как сказала Л.В. Шапошникова, потому что Минкульт не желает признавать МЦР наследником С.Н. Рериха. Минкульт не желает видеть и исполнять его волю. Минкульт пытается отобрать у МЦР не только наследие, но и усадьбу, в которой находится Музей. Когда ГМИИ им. Пушкина задумал проект по созданию музейного городка, он захотел отобрать и усадьбу Лопухиных. Но эту усадьбу не отдали. Тогда какими-то непонятными и явно незаконными путями в 2008 году в кадастре были изменены границы земельного участка. На МЦР посыпались многочисленные проверки. В 2009 году министр культуры Авдеев собрал совещание. Его участники сели за стол переговоров, договорились, что мешать воссозданию усадьбы Лопухиных Пушкинский музей не будет. Но вот прошло несколько лет, и претензии возникли снова. Учитывая, что руководство Пушкинского музея не смогло обосновать их правовыми методами, оно решило действовать напролом. В январе нынешнего года с подачи ГМИИ по факту якобы незаконного восстановления усадьбы было возбуждено уголовное дело. Это не просто кощунственно, это абсурд. Считаю, что одна из причин, по которой Министерство культуры так рьяно сопротивляется вступлению МЦР в права наследства Святослава Рериха – факты разграбления этой коллекции из государственных запасников.

П.М. Журавихин:

– Рерихи были личностями, сознание которых ушло далеко вперед по сравнению с нашим. И до сих пор смысл их наследия, к сожалению, остается непонятным многим людям и государственным структурам. Святослав Николаевич, когда заботился о передаче наследия, всегда подчеркивал, что самое главное в этом наследии – идеи, которые отражены в философских трудах и живописи. Это идеи нового времени, и Святослав Николаевич писал, что общественный музей будет также порождением нового времени. Он был одним из немногих, кто понимал, что только через общественную форму культуры может происходить реальное развитие культуры в стране. Наш Музей через свою работу дает возможность осознать, что такое культура.

У нас находится крупнейшая коллекция картин Рерихов. За эти годы она была удвоена благодаря тому, что меценаты выкупали полотна за рубежом и возвращали в Россию. Идеи Рерихов, которые все эти годы изучал и популяризировал наш Музей, развивают пространство общественной культуры. Эти идеи заложили основу создания в стране целого общественного движения в области культуры. То есть, фактически началось изменение сознания народа, люди начали по-другому понимать значимость культуры и пришли к необходимости ее защиты и сохранения. Ни один музей столь обширной деятельности на таком высоком уровне не ведет. На этом фоне происходят совершенно дикие вещи. 25 лет музей пытаются уничтожить, отобрать наследие, выселить из усадьбы. Эти действия нарастают с каждым годом.

Музей – форпост нового космического мышления. Для многих это звучит как абстракция, но ведь и теория Эйнштейна когда-то казалась такой. Однако она вывела науку на новый уровень, перевернула наши взгляды на космос. Абсолютно новые идеи заключены в наследии Рерихов, идеи, необходимые для нашей жизни. И эту новую эволюционную форму культуры Минкульт пытается уничтожить – сознательно, цинично и методично.

После выступления руководства МЦР прозвучали вопросы журналистов. Так, крупный научный журналист Владимир Губарев попросил уточнить, какие конкретно требуются действия, чтобы решить создавшиеся проблемы. По словам Александра Стеценко, «проблема не правовая, а политическая, и все мы являемся свидетелями манипуляций и подлога». Пушкинский музей возбудил три уголовных дела, два из них закрыты, третье продолжается. «Нашему соседу хочется развиваться, но нельзя делать это за чужой счет, – подчеркнул А.В. Стеценко. – При этом Пушкинский музей, музей Востока – это только проводники позиции Минкульта. Цель – уничтожение музея».

Нина Иванова, Наталия Лескова.