За Культуру приходится выносить многое. <…>
Что-то очень темное сквозит за невежественными выпадами
против Культуры. <…> И чем идеал выше, тем больше
псов его облаивают.
Н.К. Рерих
Генеральный директор ЮНЕСКО
И. Бокова
Наверное, исторически не случайно сложилось так, что в один и тот же год мы празднуем два значимых юбилея: Победу в Великой Отечественной войне и подписание Пакта Рериха, направленного на предотвращение войн и сохранение мирового культурного наследия. Хронологически Пакт на 10 лет предшествует Победе, и кто знает, как бы сложилась судьба мира, будь воля тогдашних руководителей европейских государств в отношении сохранения мира и подписания этого исторического документа сильнее и тверже. Но они выбрали гибельный путь войны и потворства германской экспансии. Говорят, история повторяется, только на новом этапе. Похоже, что это так и есть. Культура и мир снова в опасности и требуют нашей активной защиты.
Пакт Рериха – первый международный Договор, направленный на безусловную защиту мирового культурного наследия как в военное, так и в мирное время. Он был предложен Николаем Рерихом – великим русским художником, мыслителем, ученым, путешественником и общественным деятелем, заложившим основу всего международного права в области защиты культуры и деятельности ЮНЕСКО. Основная направленность Пакта – Мир через Культуру – сегодня актуальна как никогда.
Международный Центр Рерихов (МЦР), совместно с Международным Комитетом по сохранению наследия Рерихов, за последние три года осуществляет международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность», напоминающий о невосполнимой гибели сокровищ культурного наследия в результате двух мировых войн и постоянных вооруженных конфликтов, которые давно переросли в третью, так называемую ползучую мировую войну. Но самое главное состоит в том, что этот проект заново открывает для многих и многих Пакт Рериха, его миротворческую и гуманистическую сущность, его возможности для будущего человечества на нашей планете. Выставки этого проекта с успехом прошли в многих странах Европы, Латинской Америки, Азии, в более чем 80 городах России. 15 апреля 2015 года, в 80-ю годовщину подписания Пакта Рериха в Вашингтоне, эта выставка открылась в здании Генеральной Ассамблеи в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке1.
В своем обращении по случаю 80-летнего юбилея Пакта Рериха и открытия выставки «Пакт Рериха. История и современность» Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун подчеркнул: «В этом году международное сообщество отмечает 80-летие Договора о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников – в то самое время, когда основная его идея актуальна как никогда. <…> Эта выставка воздает должное новаторской идее Пакта Рериха и свидетельствует о нашей решимости продвигать эту идею вперед. Я хочу поблагодарить Международный Центр Рерихов за организацию этой вдохновляющей выставки. Я призываю Правительства и народы во всем мире объединить усилия, чтобы защитить наше общее наследие и все человечество»2.
Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова в своем письме в МЦР от 10 апреля 2015 года также указала на значимость юбилейной выставки: «Эта выставка весьма актуальна сегодня, когда мы отмечаем 80-летие Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, – в то время, когда его идея актуальна как никогда. Каждый день во всем мире памятники культуры подвергаются разрушению, и становится все более очевидным, что мы должны еще активнее стремиться к защите общечеловеческого наследия во всем его многообразии, а также к толерантности. Дух Пакта Рериха созвучен с мандатом ЮНЕСКО. …Я бы хотела, чтобы Вы знали, что ЮНЕСКО совместно с ООН полностью поддерживает эти празднования»3.
Конец апреля 2015 года был ознаменован для МЦР двумя особыми событиями. 27 апреля 2015 года в наш адрес приходит письмо Генерального директора ЮНЕСКО, госпожи Ирины Боковой, в котором она, в частности, писала: «Я с большим удовольствием побываю в Вашем музее в Москве во время моего визита в Российскую Федерацию в наступающем мае. Этот визит будет совпадать с 70-летней годовщиной окончания Второй мировой войны». Мы с воодушевлением восприняли эту новость и сообщили в Париж, что с большой радостью примем Генерального директора ЮНЕСКО в нашем Музее.
На следующий день, 28 апреля, раздался звонок из Информационного Центра ООН в Москве. Их интересовал вопрос, сможем ли мы 9 мая принять у себя Генерального Секретаря ООН Пан Ги Муна и показать ему общественный Музей имени Н.К. Рериха. Мы, конечно же, ответили, что с радостью примем и Генерального Секретаря ООН. Таким образом два руководителя самых значимых в мире международных межправительственных организаций выразили готовность посетить Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов в ходе своих краткосрочных визитов в Москву.
В процессе постоянных контактов с сотрудниками Информационного Центра ООН в Москве по организации визита Генерального Секретаря ООН Пан Ги Муна в общественный Музей имени Н.К. Рериха нам стало известно о беспрецедентной заинтересованности аппарата Генсека в организации его визита в наш музей. Осуществить это желание Генерального Секретаря было довольно сложно, т.к. визит в Россию был однодневным, 9 мая, а это и парад на Красной площади, и прием в Кремле, и встреча с Президентом РФ, и вечерний концерт на Красной площади и многое другое. Но, тем не менее, визит Генерального Секретаря ООН в Музей имени Н.К. Рериха был запланирован в период с 17.45 до 18.45, сразу же после встречи с Президентом РФ В.В. Путиным.
7 мая нам стало известно о трудностях аппарата Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой в организации ее визита в наш музей. Но эти препятствия все же были преодолены, и 8 мая нам сообщили из Информационного Центра ООН, что госпожа Бокова посетит музей вместе с Генеральным Секретарем ООН Пан Ги Муном.
9 мая мы все были в радостном ожидании. Одновременное посещение нашего общественного музея двумя лидерами ведущих международных организаций, как говорится, дорогого стоит. Как и полагается, представители ФСО, обеспечивающие охрану высокопоставленных гостей Президента РФ, прибыли в музей на полтора часа раньше, чтобы проверить предполагаемый маршрут Генсека ООН. Прибыли и представители СМИ. Но Пан Ги Мун и Ирина Бокова так и не смогли 9 мая приехать в Музей. Причиной всему стала значительная задержка начала их встречи с Президентом РФ В.В. Путиным.
Пан Ги Муну, который вылетал из Москвы рано утром 10 мая, было уже не суждено на этот раз побывать в нашем Музее. Но какова была наша радость, когда вечером 9 мая мы получили известие о том, что на следующий день Генеральный директор ЮНЕСКО госпожа Ирина Бокова все же приедет к нам!
В середине дня 10 мая кортеж Генерального директора ЮНЕСКО въехал в Усадьбу Лопухиных, на территории которой расположен Музей имени Н.К. Рериха. Ее сопровождали Постоянный представитель РФ при ЮНЕСКО Э.В. Митрофанова и ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Г.Э. Орджоникидзе. Несмотря на то, что на визит планировалось только 20 минут, госпожа Ирина Бокова пробыла в Музее более часа. С большим интересом Генеральный директор ЮНЕСКО осмотрела его постоянную экспозицию. Во время встречи с генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошниковой она высказала свое восхищение замечательным Музеем. В ходе этой встречи были достигнуты договоренности о дальнейшем сотрудничестве МЦР и ЮНЕСКО. «С большим волнением посетила Музей Рериха, – записала Генеральный директор ЮНЕСКО в книге отзывов посетителей Музея. – Пакт Рериха, подписанный еще в 1935 году, стал основой международной Конвенции защиты культурных ценностей в конфликтах, которую ЮНЕСКО ценит. Эта мудрость и гуманизм Рериха продолжают нас вдохновлять»4.
Такова высокая оценка, данная Генеральным директором ЮНЕСКО и Генеральным Секретарем ООН творческому наследию Николая Рериха, его Пакту, направленному на защиту Мира через Культуру, а также деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов в деле сохранения и популяризации этого наследия.
Казалось бы, что и руководство России должно занимать аналогичные позиции в отношении наследия Рерихов и общественного музея имени Н.К. Рериха. Не берусь судить, как сейчас Владимир Путин относится к наследию Рерихов, так как нам не известны его сегодняшние высказывания по этому поводу. Но в 2002 году, во время своего официального визита в Индию, Президент РФ и Премьер-министр Индии сделали следующее совместное заявление: «Россия и Индия отметили важность сохранения и поддержки уникального художественно-культурного наследия Рерихов, которое имеет непреходящее значение для российско-индийской дружбы»5. В своей речи во время посещения штата Карнатака в декабре 2004 года Президент РФ В.В. Путин сказал: «…Для россиян Карнатака – это и место особого притяжения, ведь здесь более 40 лет жил и работал Святослав Николаевич Рерих, духовное и творческое наследие которого одинаково дорого и в России, и в Индии»6.
Что же произошло в России, если спустя десять лет Министерство культуры, руководимое В.Р. Мединским, значительно активизировало свою борьбу против Международного Центра Рерихов, хранящего то самое наследие Рерихов, о важности и значимости которого заявлял и Президент России, и Премьер-министр Индии? Какие мотивы побуждают руководителя Минкультуры идти на явное разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха, основанного Святославом Рерихом, сыном великого художника, мыслителя и создателя Пакта? Ведь значение деятельности общественного Музея, для которого С.Н. Рерих безвозмездно передал бесценное наследие своих родителей, Николая и Елены Рерих, так высоко была оценена и Генеральным Секретарем ООН и Генеральным директором ЮНЕСКО.
Не буду останавливаться на перипетиях этой борьбы, примеров которой за 25-летнюю историю нашего Музея достаточно. Отмечу лишь то, что за время руководства А.А. Авдеева Министерством культуры (2008–2012) была восстановлена справедливость в отношении выполнения воли Святослава Рериха – МЦР был признан его наследником. Удалось отстоять деятельность общественного Музея имени Н.К. Рериха на территории объекта культурного наследия XVII–XIX вв. «Усадьба Лопухиных» от посягательств Росимущества и Государственного музея Востока. Были решены и другие сложные проблемы, которые мешали МЦР развивать деятельность общественного Музея имени Н.К. Рериха. Но с приходом в Министерство культуры В.Р. Мединского и его команды вектор отношения министерства к Музею и в целом к наследию наших великих соотечественников был изменен на противоположный.
2014 год, объявленный в России Годом Культуры, был отмечен тремя юбилеями семьи Рерихов: 140 лет со дня рождения Николая Рериха, 135 лет – Елены Рерих и 110 лет – Святослава Рериха. К этому стоит добавить еще один юбилей: в прошлом году нашему Музею исполнилось 25 лет. Но Министерством культуры эти события никак не были отмечены. В 2015 году не был замечен и 80-летний юбилей Пакта Рериха, несмотря на его выдающееся значение в создании международных механизмов, регулирующих сохранение и защиту наследия культуры, среди которых Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года и многие другие.
Но разве происходящее в мире не побуждает задуматься о защите и сохранении многонациональной культуры России, о насущности Пакта Рериха в деле сохранения мира? Сегодня в разных регионах планеты полыхают вооруженные конфликты, в результате которых гибнут мирные жители и варварски уничтожается культурное достояние человечества. Политические и экономические механизмы неспособны остановить чудовищные зверства и разрушения. Но и в мирное время на ниве культуры происходят самые драматические события.
Так, Министерство культуры до сих пор не предприняло никаких правовых действий по розыску разграбленного за 55 лет из квартиры Юрия Рериха в Москве наследия Рерихов, являющегося национальным достоянием России7. Более того, с молчаливого согласия Министерства культуры эта часть наследия стала вполне легально появляться на аукционах в России. Также Минкультуры продолжает скрывать факты исчезновения большого количества картин Рерихов из коллекции, принадлежавшей при жизни Святославу Рериху и завещанной им общественной организации для Музея имени Н.К. Рериха8. Потому весьма объяснимо стремление этого ведомства убрать из культурного поля страны несговорчивый общественный Музей имени Н.К. Рериха и овладеть той частью наследия Рерихов, которая хранится в его стенах.
С этой целью, введя в заблуждение Президента РФ В.В. Путина относительно истинной воли С.Н. Рериха, который однозначно указал, кому именно в России он передает наследие9, Министерство культуры в 2014–2015 годах добилось отмены вступивших в законную силу решений российских судов, признавших МЦР наследником Святослава Рериха. В 2015 году Министерство культуры настояло на возобновлении рассмотрения арбитражным судом Москвы требований о выселении МЦР из Усадьбы Лопухиных10, которая решениями Правительства СССР, правительства Москвы была передана МЦР в долгосрочную аренду для размещения в ней общественного Музея имени Н.К. Рериха, а распоряжением Правительства Москвы, подписанным мэром Москвы С.С. Собяниным в 2014 году, два строения усадьбы были переданы МЦР в безвозмездное пользование11.
Вместе со строениями Усадьбы Лопухиных Министерство культуры стремится отобрать у МЦР и значительную часть территории, переданной нам в долгосрочную аренду Правительством Москвы. Ради осуществления этой цели Минкультуры инициировало ряд арбитражных процессов против МЦР. Минкультуры не гнушается даже обвинять МЦР в незаконном воссоздании уникального памятника белокаменной Москвы, и с этой целью возбуждается уголовное дело12, якобы, по факту незаконного строительства! Не чем иным, как попыткой устрашения руководства МЦР объяснить подобные действия невозможно.
Следует отметить, что Министерству культуры хорошо известно о том, что у МЦР имеются все необходимые документы, подтверждающие законность проведенных работ по воссозданию Усадьбы Лопухиных. В Минкультуры также известно и то, что МЦР все работы по воссозданию объекта культурного наследия XVII–XIX веков «Усадьба Лопухиных» ведет в соответствии с плановым заданием Правительства Москвы и исключительно за счет народных пожертвований. Открытие уголовного процесса против МЦР оскорбляет и огромное количество граждан России и других государств, которые жертвовали свои средства и добровольный труд на воссоздание старинного памятника русского зодчества.
Но и этого Министерству культуры показалось мало. 6 мая, когда мы занимались подготовкой визита Генерального Секретаря ООН и Генерального директора ЮНЕСКО в наш Музей, следователи ГУ МВД РФ по городу Москва прибыли к нам в сопровождении отряда ОМОН (составом более 10 человек) для проведения обыска и изъятия документов по вышеуказанному уголовному делу, которые в деле уже имеются. На некоторое время деятельность Музея была парализована.
Возможно, что не без участия Министерства культуры произошло и лишение общественного Музея имени Н.К. Рериха меценатской поддержки. После того как наш меценат, Б.И. Булочник, на протяжении более 20 лет финансировавший всю деятельность Музея, утратил в ноябре 2013 года возможность оказывать нам поддержку, МЦР был вынужден приостановить многие культурные проекты.
Ко всему вышесказанному следует добавить и клевету, распространяемую Министерством культуры с целью опорочить деятельность МЦР и его руководства. Для примера приведу цитату из письма первого заместителя министра культуры В.В. Аристархова: «Минкультуры России направлено в МВД России обращение о разрушительной антикультурной деятельности Международного Центра Рерихов для проверки информации, изложенной в письме Литвинова В.П., на предмет возможной противоправной деятельности МЦР»13. Слова «возможной противоправной деятельности» не могут служить прикрытием истинного смысла письма, так как Министерству культуры хорошо известна вся деятельность МЦР. А если первому заместителю министра культуры по каким-то причинам она была неизвестна, то само содержание клеветнического письма Литвинова должно было, по крайней мере, насторожить чиновника, если он, заметим, не заинтересован каким-то образом в распространении этой клеветы. По крайней мере, первый замминистра мог легко собрать достоверную информацию о нашей организации, высокая репутация которой достаточно хорошо известна как в России, так и за ее пределами. Я уже не говорю о том, что должность Аристархова априори обязывает к объективной оценке деятельности культурных учреждений страны. Но коль эта клевета отправлена далее «по инстанциям», то нет сомнения в том, что первый заместитель Министра культуры был заинтересован в ее распространении.
Когда завершалась работа над данной статьей, пришло еще одно подтверждение решительности Министерства культуры разделаться с неугодным ему общественным Музеем. «Хамовнической межрайонной прокуратурой, – сказано в поступившем в МЦР 27 мая 2015 года обращении межрайонного прокурора Е.И. Пузанова, – по поручению прокуратуры города, в связи с заданием Генеральной прокуратурой РФ проводится проверка обращения первого заместителя Министра культуры Российской Федерации Аристархова В.В. в связи с коллективным обращением граждан о возможном вывозе за пределы Российской Федерации наследия Рерихов…»14.
Вновь Министерство культуры использует ложные обвинения в адрес МЦР с целью дискредитации деловой репутации МЦР и его руководства. Речь в этих письмах идет о якобы готовящейся продаже картин из коллекции Рерихов, хранящейся в общественном Музее имени Н.К. Рериха ради получения источников финансирования МЦР. Думаю, что уже невозможно объяснить высокому чиновнику Министерства культуры, что наша организация была основана Святославом Рерихом для сохранения, а не для распродажи наследия Рерихов. Не для того меценаты приобретали за рубежом уникальные картины Николая и Святослава Рерихов и дарили их Музею (таким образом коллекция Музея пополнилась несколькими сотнями полотнами Рерихов), чтобы затем их вновь продавать. Коль сознание первого заместителя министра культуры РФ может предположить продажу культурного достояния России, которое к тому же, поставлено на учет в негосударственную часть Музейного фонда РФ, это проблема самого Аристархова, а не МЦР.
Еще раз повторю, что беспрецедентные действия Министерства культуры, направленные против Международного Центра Рерихов, явно свидетельствуют о его стремлении разрушить общественный Музей имени Н.К. Рериха, овладеть наследием Рерихов, находящимся на хранении в музее согласно воле С.Н. Рериха.
В ситуации, в которой оказалась наша организация, нам ничего не оставалось, как обратиться за помощью к Президенту РФ В.В. Путину. В сентябре 2014 года на обращении исполнителя завещания С.Н. Рериха, генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, первого вице-президента МЦР Людмилы Васильевны Шапошниковой Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин наложил следующую резолюцию: «Мединскому В.Р. Прошу рассмотреть и доложить»15. Это распоряжение Президента приобрело статус его поручения Пр-2096 и обязано быть исполнено. Нам неизвестна его дальнейшая судьба – неизвестно, что доложил Министр культуры главе государства и какое окончательно решение принял Президент по обращению генерального директора Музея Л.В. Шапошниковой.
Не могу поверить в то, что противоправные действия Министерства культуры в отношении общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов могли быть одобрены руководителем страны. Отказываюсь верить и в то, что Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин не согласен с высокими оценками гуманистических идей Николая Рериха и деятельности Международного Центра Рерихов и его общественного Музея, данными Генеральным Секретарем ООН Пан Ги Муном и Генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой. И Президент, и Правительство Российской Федерации должны бы быть как раз заинтересованы в сохранении деятельности общественного Музея, приносящего свою немалую долю международного авторитета России. Почему же тогда руководство страны дает возможность так бесчинствовать руководству Министерства культуры в отношении нашего Музея? Вопрос остается открытым.
Каждый островок культуры, каждое стремление к культуре должны быть поддержаны и защищены, как самый драгоценный цветок, вносящий в нашу непростую жизнь энергию красоты и гармонии. И в заключение считаю необходимым еще раз напомнить пророческие слова Николая Рериха: «Разрушение музея есть разрушение страны – будем помнить это во всех смыслах»16.
2 Обращение Генерального Секретаря ООН Пан Ги Муна по случаю 80-летнего юбилея Пакта Рериха и открытия выставки «Пакт Рериха. История и современность».
4 Визит Генерального директора ЮНЕСКО И. Боковой в общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов.
5 Высказывания президента Российской Федерации В.В.Путина о Рерихах // Защитим имя и наследие Рерихов: в 6-ти тт. Т. 3. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М: МЦР. 2005. С. 36.
6 Там же.
7 Ревякин Д. Гибнущее наследие. М.: МЦР, 2010.
8 Стеценко А. Правда о коллекции Святослава Николаевича Рериха // Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог. В 2 т. Т. 2. М.: МЦР, 2010. С. 382–461; Страшная сказка музея Востока: журналистское расследование // Новая газета. 2009. 20 июля. № 77.
9 Министр культуры В.Р. Мединский в своем письме Президенту РФ В.В. Путину № 4704-01-07-ВМ от 11 ноября 2013 г. скрыл наличие документов владельца коллекции С.Н. Рериха, в которых последний однозначно требовал от Министерства и Президента РФ вернуть коллекцию картин из Государственного музея Востока, где они незаконно удерживаются, в Международный Центр Рерихов.
10 Определение арбитражного суда Москвы от 12 мая 2015 года по Делу № А40-36843/07.
11 Распоряжение Правительства Москвы № 452-РП от 21 августа 2014 г.
12 По инициативе Министерства культуры РФ 19 января 2015 г. отделом дознания УВД по ЦАО Москвы МВД РФ возбуждено уголовное дело № 317003 против неустановленных лиц, которые якобы в преступном сговоре приступили к незаконному воссозданию каретного сарая Усадьбы Лопухиных.
13 Письмо первого заместителя Министра культуры РФ В.В. Аристархова заместителю Министра внутренних дел РФ М.Г. Ваничкину № 9388-01-54/кР-ВА от 20 октября 2014 г.
14 Письмо прокурора Хамовнической межрайонной прокуратуры ЦАО Москвы Е.И. Пузанова № 07-03-2015 от 27 мая 2015 г. в МЦР.
15 Письмо Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, первого вице-президента МЦР Л.В. Шапошниковой № 578 от 12 мая 2014 г. Президенту РФ В.В. Путину.
16 Николай Рерих. Катакомбы // Николай Рерих. Листы дневника: в 3-х тт. Т. 3 (1942–1947). М.: МЦР, 2002. С. 52.