16 февраля 2016 года стоится заседание коллегии Министерства культуры РФ. Одним из вопросов, предлагаемых к обсуждению, является проект концепции Музея семьи Рерихов. Суть концепции состоит в описании принципов и условий создания государственного Музея семьи Рерихов в Москве. Казалось бы, можно только приветствовать подобное решение. Однако вновь образуемый государственный Музей предполагается разместить в зданиях усадьбы Лопухиных, где более четверти века располагается Международный Центр Рерихов (МЦР) и его общественный Музей, снискавший любовь миллионов посетителей из разных стран мира.
Усадьба Лопухиных досталась МЦР в разрушенном состоянии и не вызывала интереса со стороны Министерства культуры. За счет средств мецената Б.И. Булочника, финансовой и иной благотворительной помощи общественности усадьбу удалось восстановить буквально из руин без государственной поддержки. И только тогда на исторический памятник XVII-XIX вв. стал претендовать Государственный музей Востока (ГМВ), поддерживаемый Министерством культуры. Сейчас предлагается проект государственного Музея семьи Рерихов в усадьбе Лопухиных, который представляет на заседании коллегии в Министерстве культуры директор ГМВ, и к его обсуждению не приглашается МЦР, который имеет договор об аренде усадьбы сроком на 49 лет. Таким образом, Министерство культуры и руководство ГМВ в очередной раз демонстрируют нежелание считаться с мнением международной общественной организации, занимающейся хранением и исследованием наследия семьи Рерихов более двадцати шести лет.
Позиция Министерства культуры относительно создания государственного Музея семьи Рерихов базируется на ряде положений.
Первое. В справке, подготовленной к заседанию коллегии, утверждается, что именно государственный Музей Рерихов является воплощением мечты С.Н. Рериха. В действительности Святослав Николаевич Рерих изначально избрал общественную форму будущего Музея имени своего отца. «Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации», – писал он, подчеркивая, что «подчинение Центра Министерству Культуры, а тем более Музею культур народов Востока повело бы к неоправданному сужению задач и возможностей Центра» [1, с. 376].
Решение С.Н. Рериха создать именно общественный Музей исходило из горького опыта его брата, Юрия Николаевича Рериха, когда госчиновники, пообещав ему создать государственный музей при получении богатейшей коллекции картин Н.К. Рериха, не выполнили своих заверений. Где сегодня этот государственный музей и где коллекция Ю.Н. Рериха?!
Второе. В справке используется ссылка на просьбу вдовы Девики Рани Рерих, которая после смерти мужа обратилась к руководству нашей страны с просьбой ускорить создание государственного музея Рериха. Но, во-первых, Девика Рани не имела никаких прав на наследие семьи Рерихов, переданное ее мужем в Россию. Во-вторых, ее обращение не носило официального, юридического характера. Оно было отправлено по факсу и в то время Девика Рани, бывшая недееспособной, находилась в полной власти бывшего секретаря С.Н. Рериха Мэри Пунача, которая позднее была арестована индийскими правоохранительными органами по обвинению в ограблении Д. Рани. Тем не менее, на сомнительное письмо быстро среагировало само Правительство РФ и вышло Постановление от 4 ноября 1993 года № 1121 о создании Государственного музея Рериха в качестве филиала Государственного музея Востока в зданиях комплекса усадьбы Лопухиных. Однако, благодаря возмущению общественности вопиющим беззаконием, попытка изменить статус общественного Музея осталась нереализованной.
Третье. Закладывая в основу предлагаемого государственного Музея Рерихов коллекцию музея Востока, Министерство культуры к его собственности причисляет и коллекцию из 288 картин Рерихов, привезенную Святославом Николаевичем в Россию в 1974 году для организации передвижной выставки по стране, которая находилась в введении Министерства культуры. Затем эта коллекция, в соответствии с приказом МК СССР № 234 от 30.05.1989, была передана в Государственный музей искусства народов Востока также на временное хранение [2]. Свои картины С.Н. Рерих государству или конкретно ГМВ никогда не дарил, не продавал и не завещал. Однако он передал все права на коллекцию 288 картин Международному Центру Рерихов: «В числе моих коллекций и другого имущества я желаю вручить Советскому Фонду Рерихов 288 картин – моего отца и моих, которые находятся на попечении Министерства культуры СССР» (п.3 Завещательное распоряжение С.Н. Рериха от 19.03.1990 г.; п. 3). ГМВ все эти годы удерживал у себя данную коллекцию незаконно, не имея документов, подтверждающих права на обладание ею. Сам Святослав Николаевич до последних дней жизни не оставлял попытки осуществить в нашей стране свои юридические права на собственную коллекцию 288 картин. В письме Президенту РФ Б.Н. Ельцину от 26.04.1992 г. он писал: «В 1990 г. я, вместе с остальным наследием, передал Центру большую выставку картин моего отца и моих собственных (288) полотен, которая долгое время находилась в ведении Министерства культуры СССР. Теперь эту выставку незаконно удерживает Музей искусства народов Востока. Очень прошу Вас содействовать передаче ее Международному Центру Рерихов».
Таким образом, Государственный музей Востока и Министерство культуры распоряжаются коллекцией 288 картин Рерихов, вопреки волеизъявлению С.Н. Рериха. Но, если законом можно манипулировать, то волю Дарителя наследия Рерихов России изменить нельзя! Воля С.Н. Рериха, запечатленная в документах, составленных им лично, навсегда останется в анналах истории.
Четвертое. На заседании коллегии предлагается обсудить процесс интеграции коллекции, которая находится на хранении в Международном Центре Рерихов, в состав вновь создаваемого государственного Музея Рерихов. Причем, данное обсуждение планируется без участия руководства МЦР!? Весь этот волюнтаристский подход к делу преподносится общественности в качестве общественно-государственного партнерства. Но о каком партнерстве может идти речь, когда Министерство культуры игнорирует позицию МЦР и даже ею не интересуется, а все свои решения принимает в обход руководства Центра-Музея, ставят его лишь перед свершившемся фактом?! Каким образом собравшиеся на заседании коллегии в Министерстве культуры планируют осуществить отчуждение собственности у юридически самостоятельной международной общественной организации – Международного Центра Рерихов? Неужели ни одна общественная организация в нашей стране и ее собственность не защищены законом?
Пятое. Международный Центр Рерихов упорно не признается Министерством культуры правопреемником Советского Фонда Рерихов (СФР). В связи с этим следует напомнить, что в период развала СССР огромное число организаций оказались вынужденными перерегистрироваться с изменением названия, как это было сделано и Советским Фондом Рерихов, который стал называться Международным Центром Рерихов. Переименование было выполнено в полном соответствии с необходимыми требованиями. Сам Святослав Николаевич Рерих подписал документ, в котором признает МЦР в качестве правопреемника СФР: «Я, доктор, Святослав Рерих … почетный Президент Международного Центра Рерихов в Москве, передавший Советскому Фонду Рерихов в 1990 году наследие моих родителей Н.К. и Е.И. Рерихов, подтверждаю, что Международный Центр Рерихов, созданный по моей инициативе, является правопреемником Советского Фонда Рерихов» (Дополнения к завещанию С.Н. Рериха от 22 октября 1992 года). Однако вопрос правопреемства намеренно вновь и вновь поднимается Министерством культуры для облегчения борьбы с МЦР за его наследие.
Следует учесть, что суд неоднократно (в 2003 и 2011 году) устанавливал законность получения МЦР имущества, коллекций и архива С.Н. Рериха на основании соответствующего документа от 19 марта 1990 года «Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве». Однако законные решения судов отменялись по инициативе Министерства культуры.
Таким образом, политика конфронтации была навязана Международному Центру Рерихов именно Министерством культуры, однако сегодня общественность пытаются убедить в обратном.
Казалось бы, Минкультуры должен приветствовать существование столь яркого очага общественной культуры, как МЦР, который на высоком профессиональном уровне в общероссийских и международных масштабах осуществляет культурно-просветительскую деятельность. Минкультуры, по своей сущности, призван содействовать развитию всех форм культуры, в том числе и общественной. Однако с Международным Центром Рерихов Министерство культуры ведет себя не подобающим его статусу образом, выполняя не созидательную, а разрушительную роль. Такое отношение к общественной форме культуры противоречит стратегии государственной культурной политики и не обеспечивает «правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан» [3, ст. 1].
В соответствии с Законом РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»: «Представительная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры» [3, ст. 31]. Однако МЦР не только не имеет от Министерства культуры защиты своих прав, но ставится в условия, способствующие его разрушению. Исключение составляет период сотрудничества с Министерством культуры, когда его возглавляли А.С. Соколов и А.А. Авдеев.
По сути, современное руководство Министерства культуры во главе с В.Р. Мединским нарушает закон, который гласит: «Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии» [3, ст. 31]. Деятельность МЦР на протяжении 26 лет осуществлялась исключительно в культурно-просветительской, научной, и т.п. сферах, способствуя подъему и развитию культурного уровня граждан, что соответствует букве вышеуказанного закона.
Хотелось бы получить ответ на вопрос, почему Министерство культуры планирует создание государственного музея в ущерб процветающему и успешно действующему общественному Музею имени Н.К. Рериха, имеющему большие перспективы и планы? Концепция создания государственного Музея Рерихов, поддерживаемая Министерством культуры, недвусмысленно нацелена на уничтожение Международного Центра Рерихов и его общественного Музея. Очевидно, что нынешний министр культуры РФ В.Р. Мединский последовательно проводит в жизнь собственную культурную политику: «Пусть расцветают все цветы, но поливать мы будем те, что нам нравятся. Либо те, которые считаем нужными» [4]. Результатом такого избирательного «полива» может стать разорение уникального общественного Музея имени Н.К. Рериха, и все разговоры об общественно-государственном партнерстве в такой ситуации есть не что иное, как прикрытие планов по огосударствлению общественного Музея.
Концепция создания государственного Музея Рерихов в той форме, как она предлагается для обсуждения на заседании коллегии Министерства культуры, неприемлема ни для МЦР, ни для Рериховского движения, поскольку ущемляет не только их права, но прежде всего, права Святослава Николаевича Рериха как дарителя наследия. Международный Центр Рерихов и объединенная вокруг него общественность твердо придерживаются тех направлений, которые были заложены С.Н. Рерихом и Л.В. Шапошниковой, и намерены следовать им и дальше.
Несмотря на чрезвычайно сложную ситуацию вокруг общественного Музея имени Н.К. Рериха и его коллекции, которая искусственно создается при участии Министерства культуры, хочется верить, что все подводные камни, мешающие развитию деятельности Центра-Музея, будут устранены. Для этого нужна только добрая воля государственных чиновников и понимание того, что они призваны служить народу!
Л.С. Воронова
______________________________________
[1]. Рерих С.Н. Медлить нельзя! // Советская культура. 1989. 29 июля.
[2]. Акт передачи картин № 4193 от 02.10.1978 и приказ МК СССР № 776 от 13.10.1978.
[3]. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».
[4]. [Электронный ресурс]: арт-журнал «Около» // Режим доступа: http://okolo.me/