На коне или под конем культура России? — вопрос в очередной раз встал ребром, едва ФСБ запросила арестовать замминистра культуры Григория Пирумова и его подельников, а Лефортовский суд Москвы санкционировал арест по делу о хищениях госсредств. Было это 15 марта.
Много воды с тех пор утекло. Уже глава комиссии по культуре заксобрания Петербурга предложил отправить министра культуры Владимира Мединского в отставку, а лидер петербургского отделения «Справедливой России» подверг сомнению компетентность министра в русской культуре: «ничего не смыслит»… Уже Владимир Толстой, советник президента РФ по культуре, прозрачно намекнул: на месте Владимира Мединского ушел бы в отставку… Уже Министерство культуры в торжественной обстановке провело заседание коллегии, и VIPы российской культуры «признали работу Министерства культуры Российской Федерациив 2015 году удовлетворительной»…Уже Министерство культуры замахнулось на транш из бюджета на оружие и форму для вневедомственной охраны (Министерство культуры РФ теперь в списке органов власти, имеющих право создавать собственную вневедомственную охрану).Как снова здорово! Лидера рейдеров проверят на причастность к хищениям в Минкульте…
Перефразируя крылатую фразу Михаила Пиотровского о кражах раритетов в Эрмитаже можно смело сказать: плох тот чиновник, кто о кражах госсредств не мечтает. И, может быть, наука психология уже изучает: почему кражи, точнее сказать «превышения полномочий», именно чиновников от культуры вызывают в обществе резонанс? Меня же такая постановка вопроса застигла врасплох, за чтением книги «В толпу», поэтических переживаний Николая Рериха, вынужденного окунуться в атмосферу чуждого ему западного буржуазного мира. И вот почему.
Вот уже года три к ряду как я оказывалась втянутой в события, что разворачивались в Международном Центре Рерихов (МЦР). Тогда же судьба непостижимым образом начала сводить меня с людьми, знающими «кухню» не только Международного Центра Рерихов, но и Министерства культуры не понаслышке. И если «скандалы, интриги, расследования» вокруг МЦР оставляли меня равнодушной, как оставляют равнодушной фимиамы Востока, то тайны министерских кулуаров занимали и весьма. Хотя, какие уж «тайны» в нашу пору?! Просто хотелось вникнуть в процессы трансформации русской культуры.
При имени Рерих часто говорят о мистике. Так вот, только мистикой могу объяснить факт передачи мне копии письма. Стилистика его заинтересовала, в результате, впервые я переступила порог Международного центра Рерихов, познакомилась с его вице-президентом Александром Витальевичем Стеценко. Почтенный господин с бравой выправкой, он напомнил мне капитана, что не покидает мостик, тогда как корабль всё глубже и глубже идет ко дну. Мы долго беседовали о Рерихах, но и в беседе я зачем-то подчеркивала свою дистанцированность от Центра. Как-то между делом г-н Стеценко произнес: дело до того дошло, что нас обвиняют в подготовке майдана в Москве! Равнодушие как рукой сняло.
Однако, всё по порядку.
***
Итак, Международный центр Рерихов, и его основное структурное подразделение – общественный Центр-музей имени Н.К. Рериха. Художника, мыслителя, политического деятеля, величие и масштаб личности которого не укладывается в обычное сознание, как следствие, вызывают либо неистовство, почти истерику обожествления, либо страхи суеверия. Кроме того, эзотерика Рериха вчуже для православного сознания, тогда как для искателей Шамбалы – бальзам на душу. И что еще настораживает. Попытки возращения наследия Рериха на родину выпадали на смуту.
Так было в 1957-м. Юрий Рерих, старший сын художника, привез в Москву и передал Министерству культуры СССР более 400 полотен в ответ на обещание создать в столице Государственный музей Рериха. Через три года Юрий Рерих скоропостижно скончался в Москве, музей создан так и не был, просьбы Святослава Рериха, младшего брата Юрия, поставить картины на государственный учет и создать музей-квартиру Николая Рериха, остались безответны. Картины разошлись по запасникам, «растворились» в антикварном рынке.
Так было в 1989-м. Впрочем, так да не так. Святослав Рерихом предпринял попытку возвращения второй части наследия родителей, Николая и Елены Рерихов, когда СССР ускользал из-под ног. Успел договориться с руководством страны о создании Советского Фонда Рерихов и Центра-музея имени Н.К. Рериха как основной базы Фонда для развертывания его научной, просветительской и культурной деятельности. В Индию по приглашению Святослава Рериха вылетела Людмила Шапошникова, блестящий востоковед, историк для подготовки наследия Рерихов к вывозу в Россию. Усадьба Лопухиных, тогда в руинах, была предварительно выбрана для размещения Центра-музея имени Н.К. Рериха, государство обещало её воссоздать за свой счет. Был разработан план поэтапного воссоздания и приспособления усадьбы Лопухиных под нужды музея. Святослав Рерих, пример ли брата тому виною, настоял: Музей имени Рериха должен быть – общественным:
«Подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств Востока, повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задачи и возможностей Центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров и новых задач… Суть концепции Центра-музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации». («Советская культура, 1989).
Крушение СССР спутало все карты. Одно слово «общественный» и – приступ гогота: «всё вокруг общественное, всё вокруг – ничьё!!!» В этих условиях Советский фонд Рериховменяет название на Международный Центр Рерихов, Святослав Рерих обращается к мэру Москвы, 1992 год:
«Мне хотелось бы уведомить Вас о том, что в 1990 г. я передал наследие моих родителей Международному Центру Рерихов (бывшему Советскому фонду Рерихов), почетным президентом которого я являюсь. Ныне бывшим президентом СССР М.С. Горбачевым мне была обещана поддержка в предоставлении отреставрированной усадьбы Лопухиных для хранения и экспонирования наследия моих родителей, что подтверждено Постановлениями Совета Министров СССР и исполнительным комитетом Моссовета. К сожалению, эти обещания осталось невыполненными… поэтому я хотел бы попросить лично Вас оказать помощь в передаче усадьбы Лопухиных на баланс или долгосрочную аренду с правом субаренды Международному Центру Рерихов».
Прошло еще три года. Правительство Москвы постановило: усадьбу Лопухиных со всеми строениями в границах исторической территории передать в аренду Международному Центру Рерихов для ее воссоздания и размещения в ней общественного Музея имени Н.К. Рериха сроком на 49 лет.
Усадьба Лопухиных – памятник культуры XVII-XIX веков, при финансовой поддержке Бориса Булочника, председателя Мастер-банка, восстала из пепла. Первый вице-президент Международного Центра Рерихов – Людмила Шапошникова Указом президента будет удостоена ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2011 год). Центр-музей имени Н.К. Рериха станет событием в культурной жизни Москвы, местом паломничества ученых, рериховедов, симпатизантов оккультных теорий Блаватской, студентов, изучающих историю Востока и, прежде всего, Индии, конечно. Увы, Святослав Рерих не застанет Музей в час его триумфа. 30 января 1993 года Святослав Рерих скончался.
Если представить рамки приличий в виде лакированных ширм с нарисованными на них райскими птицами и выстроить из ширм межмузейные коммуникация, то теперь, со смертью Святослава Рериха, вся эта экзотика рассыпалась как карточный дом. Международный Центр Рерихов оказывается яблоком раздора. Вокруг Международного Центра Рерихов разворачивается свара. На авансцену истории выходят три «игрока»:
1. Государственный музей искусства народов Востока при поддержке Министерства культуры как претендент на Наследие Рерихов с последующим приобретением прав собственности на усадьбу Лопухиных. Директор музея пишет в Правительство РФ, просит «помочь в передаче наследия Рерихов и «Усадьбы Лопухиных» Государственному музею Востока в безвозмездное и бессрочное пользование, что явится бесценным подарком Правительства России».
2. ГМИИ имени Пушкина как претендент на часть территории усадьбы Лопухиных. В 2002 году в состав ГМИИ имени Пушкина входит усадьба Вяземских-Долгоруковых, генеральный подрядчик реконструкции здания – компания, ныне оказавшаяся на слуху, «БалтСтрой». Кадастровые службы фиксируют со стороны ГМИИ имени Пушкина попытки «обязать МЦР освободить земельный участок от «стены в грунте» и ограждения».
3. Министерство культуры как модератор кампании по не признанию МЦР правопреемником Советского Фонда Рерихов. В ответ Святослав Рерих у нотариуса в Бангалоре подтвердил права МЦР на переданное в 1990-м в Советский фонд Рерихов наследие (1992 год). И, тем не менее, кампания продолжается с переменным успехом, за исключением меланхоличных 2008-2012 годов, когда во главе Министерства культуры стоял Александр Авдеев, скучающий по милой Франции своей.
Замечу, мы говорим не о телесериале «Улицы разбитых фонарей», мы говорим о культуре. О высоком, нравственном, прекрасном. И потому мы не увидим в репортажах криминальной хроники «маски-шоу», не услышим грохот пробитого ЧОПом стекла, выволакивания из кабинета руководителей Международного Центра Рерихов, вышвыривания документов из всех шкафов и щелей. Наоборот, в элегантности не отказать. Обмен конвертами, изысканно оформленными повестками в суд, визиты вежливости респектабельных ведомств, прокурорские проверки, терпкий запах валидола, угроза гипертонического криза и прочее, и прочее. Наконец, 4 мая 2008 года вышло Поручение президента РФ В. В. Путина № ПР-857, на основании которого 24 октября 2008 состоялось заседание рабочей группы. Состав группы: представители Министерства культуры РФ, Правительства РФ, Правительства Москвы, Росимущества, Счетной палаты РФ, Общественной палаты РФ, Государственной Думы РФ с привлечением независимых экспертов. Решение заседания:
«о передаче памятника истории и культуры XVII-XIX в.в. «Усадьба Лопухиных» в собственность субъекта Российской Федерации — г. Москве, с последующей передачей её Международному Центру Рерихов в безвозмездное пользование».
Топор войны зарыт в землю. В усадьбе Лопухиных воцарился мир.
Прошло ещепять лет.
«ЦБ России отозвал лицензию на осуществление банковских операций у московского Мастер-банка» — новость накрыла МЦР как Помпеи извержение Везувия. Один из крупнейших банков РФ в один миг сгинул в «дыру» от 2 до 17,2 млрд. рублей (таков разброс в интернете), да еще с клеймом «легализации доходов, полученных преступным путем и финансировании терроризма». Для Международного Центра Рерихов наступили черные дни. И если не авторитет в музейном международном сообществе Людмилы Васильевны Шапошниковой, ни поддержка Международного Центра Рерихов попечителем, политическим «тяжеловесом» Евгением Максимовичем Примаковым, потоки огня и магмы спалили бы Центр.
Именно тогда, на хрупкой грани – быть или не быть МЦР — с завидной регулярностью я начала получать письма, брошюры с приблизительно одинаковым содержанием. Центр рисовали в красках секты Грабового, г-жу Шапошникову обвиняли в распродаже картин Рериха из-под полы, г-на Булочника в отмывании «грязных» денег… Корреспонденция отправлялась в мусорное ведро, потому хотя бы, что найти мне девять отличий между банкиром Булочником и банкиром Авеном, между Мастер-банком и Альфа-банком всё равно, что решить теорему Ферма.
***
Нет ничего крепче, чем «дружбы против кого». Дружба против Международного Центра Рериха солидаризировала двух конкурентов: Музей-институт семьи Рериха (Санкт-Петербург) и Музей искусства народов Востока (Москва). Это с одной стороны. С другой, Министерство культуры, закусив удила — Поручение президента РФ Владимира Путина№ ПР-857, с горизонтов-то «окультуривания» усадьбу Лопухиных не выпускало. (N.B.: Картина Рериха «Труды Богоматери» ушла с торгов аукционного дома Bonhams (Лондон, 2013) за 7,88 миллиона фунтов стерлингов, превысив предыдущий рекорд на картины русских художников более чем на три миллиона фунтов.)
Позволю себе лирическое отступление. Май 2012-го поверг общественность в шок. Марат Гельман – этот Кощей Бессмертный в российской культуре, кто «освоил» с губернаторами не один федеральный бюджет, а с истеблишментом Москвы «на одной ноге», кто отравил воздух миазмами собаки-Кулика, вдруг сам как пес безродный оказался изгнанным из всех Общественных палат, из политтехнологов, и даже – из галеристов. Патриот, ушам не веря, перекрестился, либерал поднял вой: «Конец Винзавода!», «Перемены ждут не только Винзавод!» (Центр современного искусства Винзавод был широко известен как галерея Гельмана). Перемены не заставили себя долго ждать. В правительстве Дмитрия Медведева портфель министра культуры получил Владимир Мединский, а приблизительно через год Владимир Аристархов стал первым заместителем министра культуры. Так в старые мехи влили новое вино. «Люди из идеологического клана» усилили позиции в правительстве РФ. Швыдковщина, заметим, прошлась к тому времени по хребту русской культуры таким катком,что в каждом волке теперь, пусть только молвит он «аз буки веди» или произнесет здравицу товарищу Сталину, русский человек или человек русской культуры – кому как больше нравится — готов видеть овечью шкуру. Конец лирическому отступлению.
Тридцать лет Государственный музей Востока при поддержке Министерства культуры «бодался» с Международным Центром Рерихов за усадьбу Лопухиных, за наследие Рерихов. Три месяца и… г-н Аристархов разрубил гордиев узел. Аннулированы все ранее отданные распоряжения, перекроено поручение президента РФ Владимира Путина № ПР-857 от 04.05.2008. Усадьба Лопухиных из собственности города Москвы переведена в федеральную собственность. Росимущество распространило пресс-релиз (ноябрь 2015):
«На основании обращения министерства культуры РФ и ФГБУ «Государственный музей искусств народов Востока» правительство Москвы приняло решение о передаче памятника истории и культуры «Усадьба Лопухиных» в собственность Российской Федерации. Своим распоряжением Территориальное управление Росимущества в г. Москве оформило переход имущественного комплекса усадьбы в федеральную собственность и закрепление его на праве оперативного управления за ФГБУ «Государственный музей народного Востока». <…>Дальнейшие действия по сохранению памятника истории и культуры «Усадьба Лопухиных» будут осуществлять Министерство культуры РФ и подведомственное ему ФГБУ «Государственный музей искусства народов Востока».
Министр культуры Владимир Мединский заверяет: Музей Востока получит доход (доход – ключевое слово в государственной культурной политике РФ). Директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак не скрывает радости: наконец-то соседом станет Государственный музей Востока, у нас будет общий квартал, и всё будет чудесно… Тем временем, за фасадом Министерства культуры принялись выкарабкиваться«тени» прошлого. Кто-то вспоминает, что галерея «Роза Азора», со-основатель которой — Марина Лошак, размещалась на площади Государственного музея искусств народов Востока. Кто-то выломанные двери рассматривает как пиар выставке Серова от Boston Consulting Group, действующей, в чьих интересах непонятно, в Государственной Третьяковской галерее. Кто-то выстраивает конструкции а ля Татлин из матримониальных кланов: за Владимиром Мединским – общероссийское общественно-государственная организация «Российское военно-историческое общество», РОСИЗО, за Михаилом Швыдким без всяких матримониальных кланов – МИД, ГАБТ, ГМИИ имени Пушкина, Эрмитаж с музеем Гуггенхайма… а в Министерстве культуры как будто бы не один Аристархов, а целых три — еще брат и сын. Что ж, рука руку моет — не нами придумано, не нам и отменять.
На столь блистательном блицкриге мне передали копию письма, о котором я упомянула выше, но содержание которого оставила интригой.
***
Так вот. Виктор Петрович Литвинов, житель города Казани (ул. Гаврилова, д. 54, кв. 9), обращается в Государственную Думу в департамент по делам общественных объединений и религиозных организаций. Читаем фрагменты:
«Также информирую Вас, что я неоднократно общался с представителями «МЦР» и подконтрольных ему «рериховских» обществ и заявляю, что они настолько же опасны для государства по степени своего фанатизма, агрессивности и слепого подчинения своему «гуру», как и те боевики, что устроили недавно кровавый беспредел и переворот в Киеве.
Если завтра Шапошникова Л.В., по какой-либо причине, например из-за желания сохранить контроль над Наследием, даст команду своим последователям-сектантам взяться за «коктейли Молотова» или оружие, то они вполне могут выполнить этот приказ. И это обернется непредсказуемыми последствиями для нашего государства и общества».
Только подумаешь, что хуже не бывает, сразу приходится в этом усомниться. Передо мной копия другого письма. Владимир Аристархов, первый заместитель министра культуры, и если верить светским беседам, то «серый кардинал» Министерства культуры. Аристархов обращается к начальнику Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций. Читаем фрагменты:
«МЦР – это структура, вновь созданная в 1991 году по инициативе организаций из США, Эстонии и Болгарии (письмо Минюста России от 20.06.2014 №06/53960-ГМдсп). Минкультуры неизвестно, чьи интересы стоят за МЦР.
Надо реально осознавать, что удовлетворение притязаний МЦР способствовало бы передаче картин Рериха из Государственного музея Востока неизвестным лицам, которые смогут по своему усмотрению распоряжаться частью культурного наследия народов нашей страны».
Обращается к заместителю министра МВД:
«Обращаю Ваше внимание, что 20.06.2014 Мосгорсуд пришел к выводу, что у МЦР отсутствует право на наследство, открывшееся после смерти С.Н. Рериха, поскольку МЦР не является наследником, указанным в завещании Советского Фонда Рерихов (СФР), и не является правопреемником СФР».
Дата письма Виктора Петровича Литвинова — 30.04. 2014. Дата писем Владимира Владимировича Аристархова — 18.07.2014 и 20.10.2014 соответственно. Приложение ко второму — письмо В.П. Литвинова, с кричащей красной строкой про МЦР как ОПГ по подготовке боевиков с коктейлями Молотова и про угрозу российского майдана.
Терзают смутные сомненья: строчи В.П. Литвинов сегодня, то, как пить дать, Шапошникову Л.В. законнектил бы уже не с Киевом, но с ИГИЛом! Мда…. с таким вспомнишь 37-й! И вспомнишь Сергея Довлатова. «Вдали Всея Руси» известный писатель-диссидент так размышлял: «Мы без конца ругаем товарища Сталина… И всё же я хочу спросить: кто написал четыре миллиона доносов?» Но я вспоминаю почему-то «байки из склепа». Как будто бы формат подобных писем, — разносила молва — равно как и схемы, негласные, разумеется, откатов при проведении реставрационных и проектных работ есть ничто иное,как ноу-хау Министерства культуры, и известны еще со времен некой госпожи Колупаевой, доверенного лицаг-на Швыдкого и просто дамы не последней в музейно-галерейных кругах; как будто бы с таким родом эпистолярного творчества Министерство культуры «формировало выгодное для себя общественное мнение»…
Восхищает, не без этого, и бдительность Владимира Аристархова. Согласитесь, страшно представить себе вал писем в Министерство культуры! Девятый вал! Здесь и слезы бессилья перед попсой и пошлостью на телеэкранах. И крики души от «продукций» в ведущих театрах Москвы и Петербурга с извращением шедевров Достоевского, Толстого и Пушкина. И гнев от новой кадровой политики: замены в музеях искусствоведов «из бывших» на «эффективных менеджеров». И протесты против бесчинств: в Константиново, в дни государственных торжеств по случаю 120-летия Есенина избили блокадника, заслуженного архитектора Российской Федерации…. Г-н Аристархов с ловкостью фокусникаизвлек из волшебного цилиндра письмо про «коктейли Молотова» и угрозе «майдана».
Читаешь. Перечитываешь… И в дымке Андромеды уже растворяются абрисы и усадьбы Лопухиных, и Музея искусства народов Востока, и совсем неважно становится кто прав, а кто виноват в решении судьбы наследия Рерихов…. Тот прав, у кого больше прав. Но еще любопытно:
1. Что общего между «винером» и «лузером»? Между г-ном Аристарховым, экс-депутатом Московской областной думы, фигурантом списка Forbes: доход семьи 62, 61 млн.рубл., 66 место в рейтинге «Власть и деньги: доходы чиновников» (2010 год), членом партии «Единая Россия», председателем Совета директоров Ассоциации развития отечественного производства «Триколор» и… как принято говорить в определенных кругах, нищебродом В.П. Литвиновым из Казани?
2. Выдворит ли г-н Аристархов с территории Парка культуры и отдыха «Гараж» Дарьи Жуковой куда-нибудь поближе к Ла Маншу? Дарья Жукова – неофициальная жена г-на Абрамовича, а заподозрить г-на Абрамовича, инвестора галереи, в славянофильстве, в поддержке русской культуры, все равно, что публично признать: «Гараж» под вывеской знакомств с достижениями современного искусства интегрирует своих адептов в прозападное культурное сообщество!!! Эти адепты известны еще как хипстеры, как «молодежный кластер», что искусственно создан для дестабилизации национальных государств. «Продвинутые», «креативные», свихнувшиеся на идее-фикс свалить из Рашки. Это они, завсегдатаи также клуба «Солянка», Мульти Меди Арт Музея, «Стрелки», сети модных музеев современного искусства заполонили собой три четверти Болотной площади в час пресловутого «майдана» в Москве, тогда как «боевики-сектанты с МЦР» до сих пор постигают «Учение живой этики» или другую книгу Рериха «Шамбала» на одной из вершин Гималаев. Да, и Газпром-банк для «Эха Москвы», это – коктейль Молотова или всё же коктейль «Спираль любви»?
3. Почему, поменяв г-на Швыдкого, либерала-бонвивана, на г-на Мединского, патриота-стоика, русская культура в захватывающих дух темпах строительства ДнепроГЭСа продолжает превращаться в отрасль экономики тотально-коррумпированной феодально-олигархической РФ?
***
Штормит медиа-пространство.
Информация «АПН Северо-Запад»:
«Генеральная прокуратура РФ вынесла второе за нынешний год представление в адрес министра культуры Владимира Мединского. Установлено, что, пропихивая в кинотеатры провальные фильмы близких ему режиссеров, Мединский лишил государственный бюджет миллиарда с лишним рублей».
Информация ТАСС:
«Лефортовский суд Москвы по ходатайству ФСБ заключил под стражу директора департамента управления имуществом и инвестиционной политики Министерства культуры России Бориса Мазо, подозреваемого по делу о многомиллионном хищении госсредств».
Открытое письмо глав обществ Рериха в Европе:
«Нельзя допустить, чтобы нарушались все международные и этические нормы, чтобы одним распоряжением труд многих простых граждан, народные пожертвования и негосударственные вложения, затраченные на реставрацию усадьбы Лопухиных, были незаконно присвоены чиновниками. Такие действия по отношению к общественному Музею вызовут волну возмущения во многих странах».
Информация агентства Interfax:
«Общественный совет министерства культуры РФ создал инициативную группу, которая готовит письмо в поддержку министра Владимира Мединского».
Информация газеты ReinischePost:
«Разгром общественного Центра и его Музея имени Н.К.Рериха станет для российских властей несмываемым позором».
Этот безумный-безумный мир! Теряешь ориентацию, волю выбора. Что лучше в контексте современных трендов: «ужас»? или «ужас-ужас-ужас»? Последний стоит-то дороже…
Взбодрила информация агентства «Росбалт»:
«Заместитель министра культуры не позднее ноября 2012 года организовал и возглавил преступную группу, в которую вовлек генерального директора строительной фирмы АО «БалтСтрой» Дмитрия Сергеева и управляющего данной фирмы Александра Коченова, а также других лиц. В результате было похищено не менее 50 млн. рублей, выделенных на реставрацию объектов культурного наследия».
50 млн. рублей? Ха-ха-ха! Не смешите мои тапочки, как говорят в Одессе! На реконструкцию и реставрацию восточного крыла здания бывшего Главного штаба (музей Эрмитаж) выделеноедва ли не 6,2 млрд. рублей! забудем про 13 млрд., выделенных на клип про «розовые тапочки». И вот уже, в предвкушении торжества справедливости,одни гадают: с кем это Владимир Мединский не поделился? Другие – под кого зачищают доходное место?
Сообщение ТАСС:
Юрий Темирканов стал президентом Международного Центра Рерихов сроком на пять лет — если не чудо, не столп фаворского света, вдруг пролившийся на грешную землю, то что?
Невозможно поверить! В голове не укладывается. Не монтируется в мейнстрим «рукопожатных». И «нерукопожатных» тоже. Ломает интонационный строй афоризмов: русский фашизм страшнее немецкого (М. Швыдкой), у русского народа имеется одна лишняя хромосома (В. Мединский)…
Он, Юрий Хатуевич Темирканов, маэстро немеркнущей славы, художественный руководитель Санкт-Петербургской Академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича в час выдворения Международного Центра Рерихов из усадьбы Лопухиных, завершения бизнес-схемы «слияния и поглощения», поставил свое имя, весь свой могучий авторитет поперек машины Министерства культуры? Не будет преувеличением сказать: маэстро Темирканов совершил подвиг. И один в поле — воин.
Источник: Газета «Завтра». 07.04.2016