>Актуальное>Открытое письмо Совета трудового коллектива МЦР З.Ф. Драгункиной и С.П. Горячевой
Зинаида Федоровна Драгункина
Актуальное Позиция МЦР

Открытое письмо Совета трудового коллектива МЦР З.Ф. Драгункиной и С.П. Горячевой

Председателю Комитета
Совета Федерации ФС РФ по науке, образованию и культуре
г-же З.Ф. Драгункиной

Члену Совета Федерации ФС РФ,
первому заместителю председателя Комитета по регламенту
и организации парламентской деятельности
г-же С.П. Горячевой

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Совета трудового коллектива Международного Центра Рерихов

Уважаемая Зинаида Федоровна! Уважаемая Светлана Петровна!

К Вам обращается Совет трудового коллектива общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов. 7‑8 марта 2017 года произошло беспрецедентное событие – вооруженный захват и разграбление нашего музея. Случившийся вандализм нанес серьезный удар по престижу нашей Родины и по ее культуре.

В 9 часов 40 минут на территорию усадьбы Лопухиных въехали тонированные автобусы с экспертами Министерства культуры и Государственного музея Востока в сопровождении не менее шестидесяти оперативников Главного следственного управления МВД РФ по Москве и сотрудников ОМОНа при оружии и в полной экипировке. Не дожидаясь приезда вице-президента Международного Центра Рерихов и адвоката, они блокировали охрану и всех находившихся там сотрудников, кувалдой выбили входную дверь (!), ведущую в экспозицию музея, а затем ворвались внутрь. Все входы и выходы из зданий усадьбы также были перекрыты, и после изъятия ключей от помещений начались обыски. Сотрудники и руководство, оказавшиеся внутри помещений, практически сутки оставались без пищи и могли выходить из своих кабинетов только под присмотром ОМОНовцев. Телефоны на значительное время были изъяты, камеры внешнего слежения в музее были отключены, видимо, для того, чтобы скрыть творящиеся бесчинства. Обычно так поступают с вооруженными преступниками, но не с работниками культурных учреждений!!!

Сотрудники общественного Музея имени Н.К. Рериха, пришедшие на работу к 10 часам, провели свой рабочий день за воротами усадьбы Лопухиных (Малый Знаменский пер., 3/5), опасаясь за судьбу хранящегося в нем наследия Рерихов. Часть сотрудников и неравнодушной общественности остались на ночь. Так в родном отечестве относятся к культурным организациям и людям, для которых сохранение культурных сокровищ дороже звона золотых монет!

Тем временем под надзором и при непосредственном участии советника министра культуры РФ К.Е. Рыбака и заместителя генерального директора Государственного музея Востока Т.К. Мкртычева полотна Н.К. и С.Н. Рерихов снимались со стен музея, наспех упаковывались и отправлялись в запасники Государственного музея Востока, в помещениях проводились обыски, изымались документы на картины.

Поводом для изъятия наследия Рерихов, согласно постановлению о производстве обыска, стал сбор «предметов и документов» по уголовному делу Мастер-Банка. В ходе вопиющего грабежа в 500 метрах от стен Московского Кремля было изъято в качестве «вещдоков» более 200 живописных и графических произведений Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, подаренных (!!!) Международному Центру Рерихов меценатом Б.И.Булочником, членами его семьи и другими дарителями, вместе с оригиналами и копиями дарственных. В ходе обыска также была изъята документация бухгалтерии, строительного отдела, архива и отдела учета МЦР.

Следователь главного следственного управления Е.С. Зайцева, которая курировала этот силовой захват, по указке К.Е. Рыбака, советника министра культуры, и заместителя генерального директора Музея Востока Т.К. Мкртычева, на месте принимала решение о дополнительном изъятии картин Рерихов, и таким образом вместе с картинами, указанными в ордере, дополнительно были незаконно изъяты несколько десятков картин Рерихов. Удивительно, что г-н Рыбак имел при себе список картин, которым руководствовался при изъятии, а г-н Мкртычев объявлял, какие картины им нужны, а какие нет!

Между тем, согласно российскому и международному законодательству, эти картины никоим образом не могли быть изъяты, поскольку не являются украденными и были приобретены совершенно легально на известных мировых аукционах, где проверялся их провенанс. Кроме того, они никогда не являлись активами Мастер-Банка. После совершения акта дарения все дарители, включая членов семьи Б.И. Булочника, утратили какие-либо права на эти культурные ценности. Картины, подаренные без каких-либо условий по дарственным (договорам дарения и актам передачи), принадлежали исключительно Международному Центру Рерихов. Мы считаем, что, изымая коллекцию картин, принадлежащую МЦР, на которую государство, вкладчики Мастер-Банка и кто-либо еще не имели и по-прежнему не имеют никаких юридических прав, следственные органы вместе с руководством Министерства культуры пошли на сознательное нарушение закона. Вызывает много вопросов незаконное изъятие картин, подаренных МЦР с 2002 по 2010 год и не имеющих отношения к следственному периоду. Представители ГМВ заявляют, что картины поддельные, но каким образом они это установили и где гарантии, что нам вернут оригиналы, а не копии, если, конечно, вообще вернут. Беспредел, имевший место в нашем музее, сильно напоминает реалии лихих 1990-х годов и не согласуется с представлениями о правовом государстве, которое строится в России.

В довершение всего 20 марта Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил иск Государственного музея искусства народов Востока о расторжении с МЦР договоров о безвозмездной аренде усадьбы Лопухиных под надуманным предлогом. Из этого следует, что в любой момент Музей мирового уровня с оставшимися картинами и архивными документами могут вышвырнуть на улицу, поскольку нам заявляют, что мы не являемся… культурной организацией. Нет никаких гарантий, что оставшиеся ценности мирового значения не будут изъяты точно так же – с применением грубой силы.

Для прикрытия этой позорной силовой акции были задействованы все центральные СМИ. С государственных каналов каждый день мутными потоками изливаются ложь и клеветнические обвинения в адрес Международного Центра Рерихов. Обвинения в том, что картины приобретались на ворованные деньги (хотя судом это не доказано), являются, по сути, информационным шумом для прикрытия истинных целей руководства Министерства культуры – изъятия картин из МЦР. Налицо двойные стандарты, которые все чаще практикуются в нашем демократическом государстве.

Неужели в нашей стране нет тех, кто мог бы возвысить свой голос в поддержку именно тружеников, а не «коммерсантов» от культуры? Совершенно очевидно, что силовая акция, предпринятая 7–8 марта против Музея, хранящего наследие членов семьи великого миротворца и патриота – Н.К. Рериха, стала кульминацией творимого руководством Министерства культуры безнаказанного произвола, ярким свидетельством того, что ими движут исключительно финансовые интересы в отношении приглянувшихся им объектов культуры. Совершено преступление не только национального, но и международного масштаба.

Уважаемая Зинаида Федоровна! Уважаемая Светлана Петровна! В Ваших возможностях дать ход этому письму, чтобы нашу боль и негодование по поводу разрушения общественного Музея имени Н.К. Рериха, основанного Святославом Рерихом, услышали те, кто может повлиять на ситуацию.

С искренним уважением и надеждой на Вашу помощь,

Члены Совета трудового коллектива Международного Центра Рерихов:

Е.А. Захарова

В.В. Байда

И.П. Геращенко

М.В. Гришина

Т.О. Книжник

А.А. Лебеденко

О.И. Миронова

Д.Ю. Ревякин

Е.В. Романова

Т.Н. Румянцева

Москва, 23 марта 2017 года.