Юрий Самодуров, правозащитник, бывший директор
Музея и общественного центра им. А. Д. Сахарова.
Ровно год назад многих москвичей взволновала и возмутила информация, что замечательная библиотека имени Данте Алигьери на ул.Строителей в Москве прекратит существование, т.к. ее помещение Департамент культуры планирует отдать Следственному комитету! К счастью этого не произошло, возмущение москвичей не позволило Департаменту культуры уничтожить эту библиотеку и она продолжает плодотворно работать в прежнем помещении, что можно видеть на ее сайте .
Сейчас в Москве происходит похожая НО УЖЕ ДРУГАЯ история. Министерство культуры РФ настойчиво уничтожает общественный Музей имени Н.К.Рериха расположенный рядом с ГМИИ имени Пушкина и занимающий отреставрированную на средства спонсоров, без копейки государственных средств бывшую усадьбу Лопухиных, которая находится ныне в изумительном состоянии. Главная причина в том, что бывшая усадьба Лопухиных, восстановленная из руин на средства Б.И.Булочника, бывшего руководителя, Мастер-Банка, у которого год или полтора года назад была отозвана лицензция и сразу после этого уехавшего за границу, представляет для Минкультуруры РФ лакомый кусок.
Не обращая внимания на то, что сохранявшаяся в Индии коллекция картин, документов, мемориальных вещей семьи Рерихов была передана в Москву в 1987-1989 гг. старшим сыном Николая Рериха Святославом Рерихом под гарантии Правительства СССР и Горбачева, обещавщих Св.Рериху, что это собрание будет принадлежжать и находиться не в государственном музее Востока, что для Св. Рериха было принципиально, а в общественном музее Рериха открытом Международным центром Рерихов в отремонтированных помещениях бывшей усадьбы Лопухиных, нынешнее руководство Министерства культуры с помощью следователей и ОМОНа 7-8 марта с.г. захватило и вывезло в Музей Востока из общественного музея имени Н.К.Рериха без подписанных ответственными сотрудниками музея документов около 200 принадлежавших Международному центру Реририхов картин, графических и других произведений искусства и увезло в Музей Востока весь архив МЦР.
Уже год Минкультуры (пользуясь как отмычкой неправовыми решениями очередного «басманного суда» по искам которое Минкультуры само возбудило) требует отобрать у МЦР и передать здания усадьбы Лопухиных государственному Музею Востока для создания в нем – sic! — филиала Музея Востока «Музея семьи Рерихов». Недавний обыск в общественном музее имени Рериха был вызван не претензиями следствия к Международному центру Рериха и общественному Музею имени Н.К. Рериха.
К самому Международному центру Рерихов и общественному Музею имени Н.К.Рериха суд и следствие претензий не имеют. Претензии у следствия есть только к бывшему генеральному спонсору Музея Б.И.Булочнику, который несколько лет назад официально передал в дар Музею имени Н.К.Рериха девять картин Николая Рериха, которые купил на аукционе в Нью-Йорке, и за которые вроде бы до сих пор не расплатился. Но вместо этих девяти картин «вошедшие во вкус» следователи по указаниям зам.директора Музея Востока присутствовавшего при обыске изъяли и увезли из общественного музея Рериха еще около двухсот картин и других произведений искусства и предметов. Другим словом чем «рейдерский захват» Музеем Востока с использованием ОМОН и сотрудников следствия собственности Международного центра Рерихов это назвать невозможно!
К сожалению, Союз Музеев России и его президент М.Б.Пиотровский отказались защищать негосударственный музей имени Н.К.Рериха и его сотрудников и не ответили на адресованное им Открытое письмо (http://echo.msk.ru/blog/lev_ponomarev/1950176-echo/) о реальной угрозе уничтожения самого известного и крупного негосударственного музея России — общественного Музея Рериха — подписанное группой правозащитников , в числе которых председатель МХГ Людмила Алексеева, руководитель «Движения за права человека» Лев Пономарев, член СПЧ при президенте Илья Шаблинский. Более того Союз Музеев России и М.Б.Пиотровский проигнорировали приложенное к Открытому письму подробное Заявление Конгресса интеллигенции, подписанное более чем двумя тысячами человек со всех концов России, обеспокоенных событиями вокруг общественного музея имени Н.К. Рериха. А ведь среди подписавших это заявление депутат государственной Думы, члены и члены-корреспонденты РАН, видные писатели, актеры. На мой взгляд, главная причина отказа Союза Музеев России вмешаться в ненормальную ситуацию вокруг общественного музея имени Рериха и главная причина нежелания Пиотровского защищать коллег из негосударственного музея и вступить ради негосударственного музея в конфликт с Министерством культуры РФ, — это не скандал вокруг Мастер-Банка (я не думаю, что все спонсоры Эрмитажа вообще никогда не имели проблем с законом), а общий курс Союза Музеев России и нынешнего руководства Минкультуры на то, что негосударственные музеи «не должны» занимать в стране значимое, а в каких-то отдельных сферах (как например в случае с наследием Рерихов) ведущее положение в государстве и в культуре и «соперничать» с государственными музеями по своему значению, коллекциям, по престижным помещениям. А на то, что нарушение воли Святослава Рериха, о чем говорилось выше аморально и незаконно, руководству Минкультуры – министру Мединскому и замминистру Аристархову – наплевать. Но странно, что на это наплевать также Союзу Музеев России и его президенту.
К сожалению, отстранилось от защиты общественного Музея имени Н.К.Рериха и почти все московское сообщество современных художников и кураторов. И причина этого, думаю, тоже не в скандале с «Мастер-Банком» и Борисом Булочником, о котором все слышали и который всех испугал. Ведь у следствия нет претензий к Международному центру Рериха и общественному Музею имени Рериха, за исключением претензий по 9 приобрететенным Борисом Булочникам картинам Рериха, которые Булочник по данным следствия приобрел на аукционе, а затем официально, с оформленными по всем правилам актами дарения передал в дар общественному музею имени Рериха. Но даже эти 9 картин Рериха общественный музей имени Рериха был готов следствию вернуть! Видимо, причина отстраненной и выжидательной позиции художественного и музейного сообщества проще — ни кураторы, ни художники не хотят вступиться за общественный Музей Рериха потому, что как и Союз Музеев России и как Пиотровский тоже не хотят вступать из-за негосударственного да еще «чужого» для них музея в конфликт с Министерством культуры . Говоря иными словами общественный музей имени Н.К.Рериха для статусной и авторитетной части музейного и художественного российского сообществ «чужой» или даже чуждый или, говоря современным языком, общественный Музей Рериха это музей очень «не традиционной музейной ориентации» и защищать его художникам и кураторам не хочется потому, что он «не их», «не свой». Я имею ввиду, что общественный музей имени Рериха слишком необычен и слишком ярко выделяется среди всех других крупных художественных и исторических музеев Москвы созданной и существующей в нем атмосферой. Дело в том, что бщественный музей имени Реониха экспонирует не только картины, другие артефакты, произведения восточного искусства, мемориальные вещи, страницы рукописей и книги членов семьи Рерихов, не только художественное творчество Николая и Святослова Рерихов.
Музей стремится показать и пропагандирует также философско-этические искания Н.К. Рериха и Е.И.Рерих. Именно эти искания привели Н.К. Рериха с созданию «ПАКТА РЕРИХА» об охране мирового художественного наследия подписанного после второй мировой войны 22 государствами. Общественный музей имени Н.К.Рериха — не просто весьма крупный даже по меркам Москвы негосударственный художественный музей крупных художников (большая часть хранящихся в музее работ стоит на учете в негосударственной части государствнного музейного фонда России и разговоры об их возможном разбазаривании не стоят чернил , чтобы это опровергнуть). Это и культурный центр с большой программой и издательский центр выпустивший около 200 наименований книг общим тиражом более 500 тысяч экземпляров с трудами семьи Рерихов и книг об их жизни и творчестве.
У нынешних служивых руководителей Министерства культуры, а также у многих авторитетных московских кураторов и художников, хотя об этом почти не говорится открыто, к философско-этическим поискам и книгам Рерихов «Живая этика» (Агни-Йога) и деятельности Международного центра Рерихов, отношение, по-моему, как чему-то «сектантскому», «непонянтному» и «ненужному» для нашего общества и для нашей страны, а потому за общественный Музей Рериха можно не заступаться и потому пусть Министерство культуры общественнымй Музей Рериха лучше закроет, раз министр и замминистра этого так хотят!
Я с мнениями моих друзей кураторов, к которым безуспешно обращался с просьбой выступить в защиту общественного Музея имени Н.К.Рериха несогласен! Можно не разделять философские идеи семьи Николая и Елены Рерихов (и многие их не разделяют, я тоже не их знаток и поклонник) но нельзя отделять художественное творчество самого Рериха от философско-этических поисков и воззрений его самого, Елены Ивановны Рерих, Святослава Рериха и научных работ Юрия Рериха ! В этом плане Международный центр Рерихов и общественный Музей имени Н.К. Рериха выполняет волю Святослава Рериха! Авторитет нашего общества, нашей культуры, нашего государства зависит в том числе и от способностьи выполнять взятые ими и нами (от нашего имени государством) обязательства перед Святославом Рерихом!
Поэтому еще раз приглашаю всех поставить свою подпись под заявлением Конгресса интеллигенции «Остановить разгром общественного Музея имени Н.К.Рериха», (ссылка на это Заявление приведена выше) , и всех, кто может , приглашаю придти в общественный Музей имени Рериха и, выбрав место в экспозиции, сделать свой фотоснимок с плакатом SaveRoerichMuseum», чтобы поместить его на своей ленте в фейсбуке и на сайте музея . Сотрудники Музея имени Рериха помогут Вам сделать такой фотоснимок!.
Москвичи, не ждите пока общественный музей имени Н.К.Рериха уничтожат высокопоставленные чиновники Министерства культуры! Это «рейдеры» стремящиеся именем государства захватить наследие семьи Рерихов и это люди растоптавшие волю Святослава Рериха!
Источник: Эхо Москвы. 15.04.2017