>СМИ>Закрыть нельзя помиловать: о Музее Рерихов // THE WALL Magazine
Слева-направо: корреспондент THE WALL Анастасия Аврамова, вице-президент музея Александр Витальевич Стеценко, заместитель генерального директора Павел Михайлович Журавихин
СМИ

Закрыть нельзя помиловать: о Музее Рерихов // THE WALL Magazine

Если верить американскому писателю и журналисту Крису Хеджесу, за последние 3400 лет человечество находилось в состоянии мира только 268 лет, что составляет всего лишь 8% всей записанной истории. И до сих пор  люди живут в череде постоянных войн и конфликтов.

«Мир через Культуру» — такова была главная идея русского художника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха, заложенная в основу создания международного договора «Об охране  художественных и научных учреждений и исторических памятников», больше известного как «Пакт Рериха». Расширять поле культуры и сужать поле войны. Эта мысль предполагает совершенно новый принцип мироустройства. Язык культуры понятен и приемлем для всех, всем близки культурные ценности вне политического, экономического, идеологического, религиозного подтекста: если вы приезжаете в другую страну, то первым делом спешите увидеть памятники культуры и абсолютно чётко понимаете и осознаете их ценность независимо от того, чем вы занимаетесь или откуда вы. Разрушение Пальмиры в Сирии вызывает волны беспокойства и протестов по всему миру, потому что мировое сообщество понимает, что таким образом уничтожается сама душа народа.

Душа российского народа отражается в богатом культурном наследии, созданном и оставленном нам видными представителями предыдущих поколений. И если Пальмира была уничтожена в ходе вооружённого конфликта, то общественная организация «Международный Центр Рерихов», где сосредоточено огромное наследие семьи Рерихов, находится под угрозой в мирное время. Руководство Центра Рерихов утверждает, что Министерство культуры России «планомерно» разрушает московский​ Музей имени Н.К. Рериха, а следственные органы «захватывают» Центр. Начиная с ноября 2013 года министр Владимир Мединский и его заместитель Владимир Аристархов «начали политику, нацеленную на полное разрушение музея, захват его зданий и фондов», заявило руководство музея на пресс-конференции в Москве.

Иронично то, что МЦР, активный участник миротворческих проектов, вынужден вступить в «войну» с Государственным музеем Востока и Министерством культуры. Корреспондент THE WALL встретилась с руководством музея, чтобы выяснить как зародился и развивался конфликт музея с властями.

Полупустые залы Музея Рерихов

На протяжении всей своей истории существования — больше 25 лет — музею приходилось преодолевать препятствия в виде идеологического неприятия общественной организации Советским Союзом, а после его распада противиться попыткам превратить музей в государственный, несмотря на волю его создателя – Святослава Николаевича Рериха, младшего сына Николая Рериха. Однако события марта 2017 года и весь 2016 стали для музея самым трудным временем.

«Накануне 8 марта на здание налетел вооруженный ОМОН, около 50-60 следователей» — рассказывает вице-президент Международного Центра Рерихов Александр Витальевич Стеценко. Это было сделано с целью изъятия картин для расследования по делу отозванной лицензии «Мастер-Банка», владельцем которого являлся Борис Ильич Булочник – один из главных меценатов музея. Забирали не только конкретные картины, но и определенные документы – дарственные Бориса Ильича еще 90-х годов. Связь туманна и неочевидна, однако «Следователь ответил, что у них есть основания полагать, что эти картины были приобретены на незаконно заработанные средства» — продолжает Александр Витальевич. В итоге, изъято и передано на хранение Государственному Музею Востока более 200 картин и рисунков.

Слева-направо: корреспондент THE WALL Анастасия Аврамова, вице-президент музея Александр Витальевич Стеценко, заместитель генерального директора Павел Михайлович Журавихин

После утраты ценных экспонатов, находящихся на постоянной экспозиции, 20 марта Международный Центр Рерихов узнал о  решении Арбитражного суда города Москвы о выселении его из здания без предоставления альтернативного помещения. Росимущество передало усадьбу в оперативное управление Музею Востока, являющемуся истцом по делу о выселении МЦР.

Стоит заметить, что усадьба Лопухиных, в которой размещается музей, была передана Центру в 1989 году и восстанавливалась на внебюджетные средства. «Вскоре после распада СССР Правительство Москвы сообщило, что средств на реставрацию памятника нет, поэтому МЦР должен использовать внебюджетные средства, тогда-то на помощь и пришла общественность» — объясняет Стеценко.

Для того чтобы добиться такого решения,  необходимо было доказать суду один из нескольких фактов: использование усадьбы не по предназначению, невыполнение требований по содержанию и уходу, незаконная передача третьим лицам. МЦР вменили все вышеперечисленные пункты. Музей обвинили в экстремизме и враждебной нашему государству идеологии. Зачем все это делается? Александр Витальевич отвечает прямо: «Цель одна – выселить нас из усадьбы и завладеть наследием».

«Своими исками и бесконечными проверками нам перекрыли кислород культурной деятельности. Для сравнения: в 2015 году было 5 проверок, в 2016 их уже 17, в 2015 против музея было 2 судебных процесса, в 2016 было 13». В такой обстановке трудно работать, однако музей продолжает осуществлять свою культурную деятельность, к которой можно отнести, например, масштабный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность».

«Изъято и передано на хранение Государственному Музею Востока более 200 картин и рисунков»

«Выставка прошла на территории 16 стран, а также в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, Дворце мира в Гааге, штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже и в 150 городах России. Музей выполняет важную миротворческую миссию. России нужны подобные миротворческие операции», — говорит вице-президент МЦР.  «Наша армия показала потрясающие результаты во время проведений операций по ликвидации террористической организации ИГИЛ, сейчас нам необходимо выступать с предложениями по проведению миротворческих проектов».

Музей находится в тесном сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, но руководство пока еще не обращалось к международной организации за помощью. «Потому что это будет серьёзный удар по международному престижу России. Мы сначала дождемся решения апелляционной инстанции, если она поддержит незаконное решение суда, то тогда у нас прямой путь – подавать жалобу в ООН». Почему решение является незаконным, Александр Витальевич объясняет: «Нас лишили защиты, лишили проведения судебной экспертизы, суд внял необоснованным доводам».

Аргументы Министерства культуры и Музея Востока, которые приводят СМИ, в контексте этого конфликта остаются крайне спорными. Важно также отметить, что для Международного центра Рерихов картины и здание — это не активы и имущество, это, в первую очередь, национальное и культурное достояние, которое необходимо защитить, сохранить для нынешнего поколения и передать будущим. Уничтожение общественной организации и создание на её месте государственного музея подрывает правовое основание нахождения картин на территории России. Известно, что ныне покойный Святослав Рерих – учредитель музея, гражданин Индии и собственник наследия – завещал картинам находиться в России с главным условием: все будет принадлежать общественной организации. При несоблюдении требований завещания, Индия имеет полное право вернуть наследие Рерихов обратно.

Автор: Анастасия Аврамова
Фото: Александр Орлов

Источник: The Wall Magazine. 10.04.2017