>СМИ>В итальянской газете «Il bene commune» (выпуск 5, май 2017) опубликована статья Костанци Джунти «Музей Рериха: выжить или исчезнуть?»
Голубой щит
СМИ Статьи

В итальянской газете «Il bene commune» (выпуск 5, май 2017) опубликована статья Костанци Джунти «Музей Рериха: выжить или исчезнуть?»

Костанца Джунти,
почетный член итальянского отделения
Комитета «Голубого Щита»

Музей Рериха: выжить или исчезнуть?

(Перевод с итальянского)

Исходный текст на итальянском языке (PDF)

7 марта 2017 г. Музей имени Н.К. Рериха в Москве, который является основой Международного Центра Рерихов (МЦР), был занят вооруженными людьми, сопровождавшими сотрудников Государственного музея Востока и Министерства культуры РФ. В музее были взломаны замки, вынесено около 200 произведений искусства, среди которых картины Николая и Святослава Рерихов, исторические экспонаты и архивные материалы. Это действие заинтересованные лица объясняют якобы расследованием по уголовному делу руководителя «Мастер-Банка», являвшегося одним из главных спонсоров музея в прошлые годы. Однако из музея были изъяты в числе прочих и произведения искусства, не связанные с периодом расследования. По сути, вторжение 7‑го марта представляет собой кульминацию впечатляющей цепочки действий, направленных против Музея Рериха и МЦР.

Николай Рерих – художник и деятель культуры, известный в определенных культурных кругах Италии. Те, кому дорога идея сохранения культурных ценностей, помнят его как вдохновителя Пакта Рериха, направленного на сохранение ценностей культуры в мирное и военное время, подписанного в Белом Доме в Вашингтоне в 1935 году. Любители балета и русской музыки начала XX века вспомнят его как автора декораций и костюмов для первой постановки «Весны Священной» И.Стравинского в 1913 году.

Так как имя этого многогранного культурного и общественного деятеля XX века сегодня в Италии малоизвестно, новость о мартовском вооруженном вторжении и последующем закрытии Музея имени Н.К. Рериха в Москве не была освещена. Однако остается налицо факт осквернения художественного и культурного наследия, вывезенного из музея способом, мало соответствующим его художественной и коммерческой ценности (картины Николая Рериха продаются на аукционах не менее чем за миллион долларов за картину). На сегодняшний день все изъятое находится в Государственном музее Востока в Москве и будущая судьба отнятого у законного владельца рериховского наследия остается неясной.

А если бы это случилось с музеем Гуггенхайм в Венеции? Или с музеем Мунка в Осло? Такое трудно представить, как трудно представить и слабую реакцию международного сообщества на то, что произошло в данном случае.

Музей имени Н.К. Рериха в Москве был основан младшим сыном Николая Рериха, Святославом Николаевичем, который разрешил безвозмездную передачу бòльшей части большого наследия семьи из Индии в Россию при условии создания неправительственной организации, изначально называемой «Советский Фонд Рерихов» и переименованной в 1991 году в «Международный Центр Рерихов».

На каком основании государство принимает решение сначала взломать, а затем прибрать к рукам общественный музей, понять сложно. Неприемлемо и то, что это происходит в нашей цивилизованной Европе, так много сделавшей для защиты культурных ценностей.

Сегодня хотелось бы привлечь внимание к происходящему разрушению музея, посвященного известному русскому художнику, который так любят посещать многие поклонники его творчества. В экспозициях Музея Рериха нашли свое воплощение все главные творческие замыслы и культурные проекты художника. Музеи, художественные галереи позволяют приблизиться к творческому процессу создания произведений искусства, вызвать в сознании зрителя процессы духовной трансформации, зажечь идеи, расширить собственные взгляды.

В случившемся в Москве для нас главное – это не столько понять те многочисленные действия, которые привели к захвату, сколько сам факт: был разрушен музей. Мы живем в эпоху, когда культурные ценности подвергаются невероятным рискам, подтверждением чему служат многочисленные драматические события последних лет, именно поэтому о захвате музея Рерихов в Москве нельзя молчать, особенно тем, кому дорого сохранение культурного наследия человечества.

То, в чем МЦР и его музей нуждаются в данный момент, – это международная огласка, чтобы произошедшее не забылось в тишине, чтобы информация об этом была опубликована и распространена всеми возможными способами, особенно в Европе.

Мы обращаемся с предложением подписать следующее письмо, которое будет направлено в Общественную палату Российской Федерации.

Вот текст письма:

В Италии, как во многих других европейских странах, существуют многочисленные организации и ассоциации, посвященные изучению и продвижению культурного наследия семьи Рерихов. Эти организации объединяют значительное количество людей, и для всех них гуманитарные и философские идеи Рерихов, их картины, их бескорыстная деятельность по сохранению мира и защите культурных ценностей играют огромную роль. Наследие Рерихов, находящееся в музеях и коллекциях разных стран, является единым целым, посвященным прогрессу человечества во имя Культуры и сотрудничества народов; именно поэтому мы следим за всем тем, что касается наследия Рерихов во всем мире, с большим вниманием.

Новость о вооруженном проникновении в музей имени Н.К. Рериха в Москве, естественно, вызвала у нас глубокое беспокойство. Многие посетили этот музей и его прекрасную выставочную экспозицию, свидетельствующую о заботе, с которой хранится наследие Рерихов согласно воле основателя музея Святослава Рериха. И тут мы внезапно узнаем о вооруженном проникновении в этот центр культуры и изъятии более 200 предметов, среди которых картины, предметы восточного искусства и архивные документы.

Мы узнали, что официально эти действия объясняются российскими властями расследованием по делу одного из спонсоров музея. Мы, естественно, не хотим обсуждать причины данного расследования, но нам очень трудно понять, почему в ходе расследования понадобилось изымать и вывозить произведения искусства и материалы из музея, в котором существуют все технические условия для сохранения наследия Рерихов: как для хранения документов, так и для экспонирования картин. Как результат, посетители Музея Рериха были лишены возможности увидеть картины, являющиеся достоянием всего человечества. Нам также очень сложно понять необходимость использования силовых подразделений для проникновения в музей.

Международная общественность весьма озабочена тем, чтобы было сделано все возможное для сохранения художественного и культурного наследия одних из самых выдающихся деятелей XX века, какими являются все члены семьи Рерихов. Московский музей Рериха на протяжении более 20 лет был местом вдохновения для всех тех, кто верит в возможность оказывать содействие развитию гражданской сознательности, основанной на принципах знания, и исследовательской деятельности, кто, несмотря на различия, ищет пути сотрудничества между народами и видит необходимость защиты культурных ценностей. Это и есть те принципы, развитию которых все члены семьи Рерихов посвятили свою жизнь и деятельность. На тех же принципах основана Вашингтонская Конвенция, или Пакт Рериха, от 1935 года, из которого родилась в 1954 году Гаагская Конвенция о защите культурных ценностей в военное время. Великим достижением Пакта Рериха был именно упор на необходимость защиты культурных ценностей и учреждений, занимающихся их сохранением и развитием, как в военное, так и мирное время, и, возможно, как раз в настоящий исторический момент данная концепция как нельзя более актуальна.

Движимые исключительно желанием гарантировать для будущих поколений сохранение центра гуманитарного мышления и искусства семьи Рерихов, мы хотим привлечь внимание к происходящему с московским Музеем Рериха, управляемым Международным Центром Рерихов. Мы надеемся, что уничтожение культурно-философского центра, значимость которого в области сохранения мира и культуры была признана в июне 2015 года Генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой, а в 2016 году выдвинутого на Нобелевскую премию мира, будет остановлено.