Генеральному прокурору Российской Федерации
Чайке Юрию Яковлевичу
Заявление
об угрозе уничтожения культурного наследия
Фондохранилище и экспозиционные помещения федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей искусства народов Востока» (далее — ГМВ) не обеспечивают сохранность культурного наследия. Грубо нарушены требования к специальным условиям хранения темперной живописи.
В 2016 году Территориальным управлением Росимущества в городе Москве проведена внеплановая тематическая проверка фактического использования федерального недвижимого имущества, расположенного в Усадьбе Луниных по адресу: г. Москва, Никитский бульвар, д. 12А, стр. 1, закрепленного на праве оперативного управления за ГМВ. По результатам проверки составлен акт от 18.07.2016 № А-14/75.
Проверкой выявлены нарушения порядка использования находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда. По итогам проверки на имя генерального директора ГМВ Седова А.В. вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от 28.07.2016 № 14/027-П.
30.06.2017 Мосгорнаследие дало нам письменный ответ (№ ДКН-16-29-1281/7) о проведении работ по сохранению Усадьбы Луниных и перемещении в связи с этим депозитария Государственного музея Востока в фондохранилище в Церковь Ильи Пророка (Воронцово Поле, д. 16, стр. 13).
Мосгорнаследие установило, что здание на Воронцовом Поле не приспособлено под фондохранилище и также требует выполнения работ по сохранению.
В мае 2016 года на телеканале «Россия 24» был показан сюжет «Облюбование Москвы». В него вошли кадры плачевного состояния здания хранилища ГМВ на Воронцовом поле (см. наше обращение в Мосгорнаследие в приложении).
В это здание Министерство культуры РФ поместило находящуюся с 1970-х годов в ГМВ коллекцию картин темперной живописи Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов. Предположительно, туда же помещено около 200 картин Николая Константиновича Рериха, изъятые 7 марта 2017 года дознанием МВД у общественного Музея имени Н.К. Рериха и переданные на временное хранение в ГМВ. Картины были упакованы работниками ГМВ в картон целиком без рам, что является нарушением.
Вследствие неправильной упаковки и хранения изъятых картин и основной коллекции картин Рерихов (большая их часть никогда не выставлялась), они систематически не освещаются (естественно и/или искусственно) в дневное время. Это является грубым нарушением предписанных условий хранения темперной живописи, так как при более слабом освещении или без него темнеют покровные слои темперной живописи.
Таким образом всего в фондохранилище ГМВ в ненадлежащих условиях находятся около 500 уникальных картин – почти половина всех переданных Рерихами в Россию картин. Они имеют огромную культурную и материальную ценность для страны и мировой культуры. Их утрата станет ударом по международному престижу России.
Директор ГМВ А.Седов признался, что «…в настоящее время экспонаты хранятся в неприспособленном под музейные нужды храме Илии Пророка на Воронцовом поле» [РИА Новости: https://ria.ru/culture/20120331/610406014.html].
Из-за непригодности здания на Воронцовом Поле для хранения картин, Министерство культуры РФ приняло решение переместить фонды в павильон № 13 комплекса ВДНХ, который по сообщению Правительства Москвы будет реконструирован не ранее 2020 года.
Нахождение темперной живописи даже непродолжительное время в таких условиях, как в хранилище на Вронцовом Поле, ведет к безвозвратному разрушению, а срок 3 года – это умышленное создание предпосылок к уничтожению уникальных и бесценных картин.
Есть основания полагать, что от произошедших в депозитарии ГМВ (Усадьба Луниных) технических аварий часть картин уже была залита канализационной водой, повреждена и уничтожена.
На поставленные в нашем обращении вопросы Мосгорнаследие не дало письменный ответ: об условиях, в которых сегодня хранятся картины Рерихов в хранилищах ГМВ; поддерживается ли в них надлежащий температурно-влажностный и световой режим; о передаче картин Рерихов в общественный музей имени Н.К. Рериха, где созданы все условия и имеется самое современное оборудование для хранения темперной живописи.
Функции надзора за сохранностью культурного наследия отнесены к компетенции Министерства культуры, которое само же принимает спорные по своей законности решения о размещении около 500 картин Рерихов в непригодных для этого помещениях, где картины будут повреждены и уничтожены.
Просим:
- Сообщить, где и в каких условиях хранятся картины Рерихов из коллекции (288 картин) Святослава Рериха, а также изъятые 7-8 марта 2017 года дознанием МВД и переданные на ответственное хранение в ГМВ.
- Провести проверку соответствия условий в помещениях ГМВ, где размещены картины Рерихов, требуемым нормам.
- Сообщить, соответствуют ли принятые решения Министерства культуры РФ о помещении картин Рерихов в условия фондохранилища на Воронцовом Поле действующему законодательству.
- При наличии оснований принять все необходимые меры по восстановлению законности в отношении сохранности картин Рерихов, которыми распоряжается ГМВ, с передачей картин Рерихов в общественный музей имени Н.К. Рериха, где созданы все условия и имеется современное оборудование для хранения темперной живописи.
Ответ прошу направить на электронный адрес.
06.07.2017
Приложение:
— ответ Мосгорнаследия от 30.06.2017 № ДКН-16-29-1281/7;
— наше обращение в Мосгорнаследие от 07.06.2017.
Нэлла Павловна Германова,
историк, г. Минск, Беларусь
Ян Станиславович Сомов,
юрист, Беларусь
Источник: Сайт информационно-просветительской
группы «Рерихи и Беларусь»