Ведомство Владимира Мединского ставит под удар сохранение наследия Рерихов, разрушив общественный музей.
Вопрос о дальнейшей судьбе коллекции картин и архивов Рерихов, которая была изъята после устроенного Минкультом захвата здания Общественного Музея, вызывает большое беспокойство. Где и в каких условиях она хранится? Даст ли возглавляемое Мединским министерство увидеть эти картины вновь или они сгинут в запасниках государственных музеев, как и некоторые другие труды Рерихов? И вообще, можно ли говорить об их сохранности, наблюдая за варварским уничтожением Общественного музея?
Девять месяцев назад Министерство культуры РФ и подведомственный ему Государственный музей Востока осуществили захват здания Музея имени Н.К. Рериха, располагающегося в усадьбе Лопухиных. В ходе пресс-конференции «Преднамеренное разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха: итоги и последствия», организованной Международным Центром Рерихов (МЦР), российским и зарубежным журналистам рассказали, как развивается ситуация вокруг музея, какую позицию занимает Минкульт и почему его действия в данном случае носят незаконный характер.
Наследие семьи Рерихов, о котором идет речь, было передано в Россию в 90‑е годы XX века. Сын Николая Рериха Святослав Рерих соглашался пойти на этот шаг при условии, что музей будет общественным и для его размещения выделят здание усадьбы Лопухиных.
Как обратил внимание вице-президент МЦР Александр Стеценко, музей, действительно, получил здание, но на тот момент оно находилось в полуразрушенном состоянии, и Центр отреставрировал его без каких-либо вложений со стороны государства. Благодаря помощи меценатов, МЦР также смог вернуть в Россию более 400 полотен Рериха, издал 250 книг из наследия Рерихов, а также посвященных им, провел множество выставок и стал крупнейшим общественным музеем России. Руководство музея неоднократно получало за свою деятельность государственные награды. Однако все изменилось, когда в Минкульте сменился начальник.
Курс на разрушение
По словам представителей МЦР, когда во главе Министерства культуры встал Владимир Мединский, он целенаправленно начал добиваться разрушения музея. В 2015 году ведомство обратилось в прокуратуру с требованием об изъятии наследия, собственником которого являлся МЦР. Правоохранители провели ряд проверок, но не нашли доказательств, указывающих на незаконность владения наследием. В результате Минкульт решил действовать иным путем. Ведомство, как считают в МЦР, разыграло многоходовую комбинацию, целью которой было присвоение усадьбы и имущества Центра: здание передали в федеральную собственность, затем его оформили в управление Государственного музея Востока, который немедленно начал выдворять МЦР из усадьбы Лопухиных. В марте 2017 года, после многочисленных проверок, суд принял решение о расторжении договора безвозмездного пользования и выселении МЦР из усадьбы.
Сложно представить, но это произошло в Москве в XXI веке: не потрудившись дождаться, пока судебное решение вступит в силу, Государственный музей Востока в ночь с 28 на 29 апреля устроил настоящий штурм усадьбы Лопухиных. Все фонды, собственником которых по-прежнему является МЦР, были изъяты Минкультом. Захвату подверглось и иное имущество Центра и его сотрудников.
Минкульт прошелся
Только в январе 2018 года сотрудники МЦР, по их словам, получили возможность попасть на территорию усадьбы. То, что они увидели внутри, ужаснуло: взломанные двери, разбитые витрины, разрушенные экспонаты и элементы оформления, вскрытые сейфы, сваленные как попало вещи и полная неразбериха. Есть четкое ощущение, что уникальные экспонаты были уничтожены намеренно – чтобы восстановить их уже не получилось.
У сотрудников возникли серьезные проблемы с тем, чтобы получить обратно личные вещи и документы, а многие из них – разумеется, представлявшие ценность – вообще исчезли. После того, как представители МЦР увидели, что стало с имуществом Центра, они стали требовать, чтобы передача остальной их собственности осуществлялась только по двусторонним актам, но Государственный музей Востока выступил категорически против.
Сейчас МЦР все еще пытается отстоять усадьбу Лопухиных, обжаловав решение о выселении из здания, а также – получить данные о своем имуществе: его местонахождении и статусе. Увиденное в усадьбе не добавляет оптимизма и невольно заставляет задуматься о том, в каких условиях хранятся картины и архивы Рерихов.
При этом Минкульт продолжает гнуть свою линию и делает все возможное для ликвидации МЦР – начиная от претензий к Уставу Центра и заканчивая обвинениями ее в экстремизме.
Источник: Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия». 03.02.2018