Больно от того, что государство (решение принимали Горбачев и Ельцин), позволившее и поддержавшее создание этого музея в конце 1980-х – начале 1990-х, в 2017-2018 году его уничтожило (решение принимал министр культуры Мединский). Уничтожило потому, что слишком значимы оказались его коллекции и слишком хорошо здание, восстановленное Международным центром Рерихов, чтобы сегодняшнее российское министерство их не присвоило, а еще потому, что слишком активно и хорошо этот общественный музей, с точки зрения чиновничества, работал и сделал для сохранения и издания наследия Рерихов в нашей стране за годы своего существования больше, чем все остальные культурные институции нашей страны, вместе взятые, а главное – потому, что сотрудники и учредители этого музея активно пропагандировали все стороны наследия Рерихов, в том числе их философское учение «Живая Этика».
Очень больно за российское музейное сообщество, долгие годы игнорировавшее, не замечающее в его беде и сегодня, дискриминирующее необычный и непохожий на другие коллектив сотрудников общественного музея имени Н.К. Рериха за то, что этот музей пропагандировал «Живую Этику» и вокруг этого общественного музея и его коллектива сложился и вырос круг последователей.
Для дискриминации этого общественного музея культурному и художественному истеблишменту оказалось достаточно слухов, что завещание Святослава Рериха, по которому наследие семьи Рерихов, переданное им МЦР, подложно (хотя бывший министр культуры Авдеев написал давно опубликованную в Интернете докладную записку, которой подлинность этого завещания и законность передачи наследия Рерихов МЦР подтверждается) и что «Живая Этика» носит религиозный характер и неизвестна, неинтересна, непонятна и чужда музейщикам и искусствоведам. Но ведь круг ее последователей и приверженцев не агрессивный, не экстремистский, «Живая Этика» (Агни Йога) не запрещена в России и нигде в мире…
Почему деятельность по продвижению и пропаганде общественным музеем имени Н.К. Рериха этого философско-морального учения вызывала и вызывает такое раздражение у музейного сообщества, я не понимаю.
И как же мне больно от того, что никто из моих знакомых – авторитетных художников и искусствоведов, которых я уважаю и ценю, со многими из которых сотрудничал: Юра Альберт, Леня Бажанов, Александр Боровский, Ира Горлова, Дима Гутов, Катя Деготь, Андрей Ерофеев, Ира Вальдрон, Женя Кикодзе, Александра Обухова, Виталий Пацюков, Оксана Саркисян, Аня Толстова, Василий Церетели, смело и бесстрашно боровшихся за современное искусство, искренне защищавших выставки «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство-2006», – не поднял свой голос в защиту права учредителей и сотрудников общественного музея имени Н.К. Рериха делать такой музей, какой они хотели и создали, которому посвятили жизнь и которому Святослав Рерих завещал и передал художественное и документальное наследие семьи Рерихов.
Этого я своим знакомым и друзьям из мира искусствоведов, художников и музейщиков, работающих в сфере современного искусства, простить не могу и не прощаю. Хотел бы это молчание извинить и понять, но никто из них его не объясняет.
Пока еще существуют сайт с материалами МЦР www.icr.su и сайт с материалами друзей общественного музея имени Н.К. Рериха www.facebook.com/groups/340297749404044/ читатели моей заметки могут их посмотреть и решить: правильно ли и за что было общественный музей имени Н.К. Рериха дискриминировать и уничтожать?
Юрий Самодуров,
правозащитник, бывший директор Музея
и общественного центра имени А.Д. Сахарова
Источник: Эхо Москвы. 16.02.2018