>Общественность>Письма, обращения>Общественность России>Любовь Хоменок. Преступная схема Минкультуры
Захват общественного Музея имени Н.К.Рериха
Общественность России Статьи

Любовь Хоменок. Преступная схема Минкультуры

Захват общественного Музея имени Н.К.Рериха
Захват общественного Музея имени Н.К.Рериха

В конце апреля 2018 года Международный Центр Рерихов сообщил, что подал заявление в Следственный комитет РФ на министра культуры В.Р.Мединского и других лиц [1]. Конечно это вызвало реакцию как в СМИ, так и в самом министерстве. Правда, Минкультуры, как всегда, обвинило МЦР в ложных наветах.

Что же касается СМИ, то их реакция была более разнообразной. Одни – опубликовали заявление МЦР целиком [2], другие не преминули получить комментарии у чиновников [3], а третьи заявили, что поступок МЦР скорее PR-овский ход, уж больно невероятными кажутся обвинения, предъявленные общественной организацией главе целого Министерства [4]. Правда, на взгляд иных авторов ничего удивительного в этом нет. Достаточно вспомнить внушительный шлейф скандалов, причем финансового порядка, который тянется за руководством Минкульта. Многие из них до сих пор не исчерпали себя, и в данном ведомстве обыски Следственного комитета стали, можно сказать, нормой [5]. Кроме того, МЦР – не единственная ограбленная организация. Вспомним, хотя бы многострадальный Музей Матрешки, чью коллекцию также без суда и следствия, без прав на нее изъяли, а сотрудникам, видимо, чтобы не досаждали, сказали, что просто выкинули [6], или Музей русского лубка, чьи фонды также исчезли в неизвестном направлении [7]. До сих пор неясна судьба коллекции советского искусства, собранная Международной конфедерацией союзов художников [8]. Все эти преступления сошли с рук нынешнему Министерству, впрочем, как и «Дело реставраторов». Понятно, что в такой ситуации, да еще когда за спиной маячат влиятельные люди, возникает чувство безнаказанности, а аппетит, как известно, приходит во время еды. Уникальная коллекция общественного Музея имени Н.К.Рериха и стала тем лакомым куском, который решили съесть уверенные в своей безнаказанности Мединский и К.

В качестве доказательства к обвинениям МЦР в адрес Минкультуры вполне можно прибавить еще один интересный факт. Все, конечно, помнят, как В.Р.Мединский просил у С.С.Собянина передать Усадьбу Лопухиных для размещения там Государственного Музея семьи Рерихов [9] и его громкие заявления по этому поводу. Но вот в интернет-газете The Art Newspaper Russia в материале «Самые резонансные события в России и мире: взгляд английской и российской редакций» за 2017 год [10] раскрываются истинные планы чиновников. В небольшой заметке «ГМИИ им. А.С.Пушкина едет на Пресню» сказано буквально следующее: «Галерея импрессионистов и постимпрессионистов в усадьбе Лопухиных примет посетителей в 2021 году». Для тех, кто не знает, поясним, что так называемый музейный городок ГМИИ окружал Международный Центр Рерихов со всех сторон. Понятно, что Музею Пушкина было бы очень желательно включить в свой комплекс и отреставрированную «с иголочки» Усадьбу Лопухиных, тем более что находящийся рядом и переданный ГМИИ дом Вяземских, несмотря на огромные деньги, вложенные в его реставрацию, до сих пор представляет собой настоящие развалины. Между тем музейные фонды ГМИИ поистине огромны и действительно нуждаются в новых площадях. Поэтому ничего удивительного, что его руководство последние годы с вожделением взирало на Усадьбу Лопухиных.

Почему и каким образом информация о том, что ГМИИ, наконец, добился своего, попала в СМИ, остается неясным. Но раз на нее не последовало опровержения со стороны официальных лиц – значит, это правда. Возможно, решили, что одну фразу просто не заметят и она не дойдет до возмущенной общественности. Но они просчитались.

В этом случае все действительно встает на свои места, и общественный Музей имени Н.К.Рериха уничтожили не для того, чтобы вместо него создавать другой Музей Рерихов. Просто сразу передать Усадьбу Лопухиных ГМИИ Минкульт не решился, ведь тогда бы пришлось объяснять общественности, почему новый Музей поручили создавать учреждению, специализирующемуся на западноевропейском искусстве, т.е. имеющему другой профиль. И циничный обман Министерства быстро обнаружился бы, а это не входило в его планы. Поэтому в качестве «вышибал» решили использовать ГМВ, давнего противника МЦР. Теперь возникает законный вопрос: если Музею Рериха нет места в Усадьбе Лопухиных и некая вялая деятельность развернута там ГМВ только для отвода глаз, что же будет в дальнейшем с драгоценным наследием Рерихов? Ответ напрашивается сам собой – его разворуют и распылят по разным музеям, как это уже случилось с теми картинами, которые алчные чиновники обманом выманили у Юрия Николаевича Рериха. Но чтобы осуществить задуманное, нужно изъять у МЦР все музейные фонды и уничтожить его как единственного собственника, что называется, нет потерпевшего – нет преступления.

О том, что такой сценарий для общественного Музея имени Н.К.Рериха был заранее предусмотрен Минкультуры, свидетельствуют те схемы, с помощью которых чиновники осуществляют свой план. Одна из них – это налог, пени и штрафы (59 млн. руб.), насчитанные налоговой инспекцией МЦР за якобы неуплату налога на подаренные меценатами картины.

Согласно выводам налоговой проверки, МЦР должен был показывать подаренные произведения как свои основные средства и платить с них налоги, что, по мнению МЦР, несправедливо.

Музей имени Н.К.Рериха, являясь крупнейшим общественным музеем России и обладая самой большой коллекцией картин Н.К. и С.Н. Рерихов, под руководством Л.В.Шапошниковой всегда строил свою работу по типу профессионального учреждения культуры. Это подтверждает и уровень хранения, представления, изучения и популяризации доверенного ему наследия Рерихов. Из-за отсутствия в законодательстве каких-либо правил, регламентирующих деятельность общественных музеев, МЦР на основе инструкций, принятых для государственных музеев, разработал собственный документ.

Упаковка картин при захвате общественного Музея имени Н.К.Рериха
Упаковка картин при захвате общественного Музея имени Н.К.Рериха

Он исходил из того, что картины Н.К.Рериха, находящиеся в экспозиции Музея, являются музейными предметами, что, кстати, налоговой инспекцией впоследствии тоже не оспаривалось. А в законе № 54-ФЗ [11] отсутствуют какие-либо положения о порядке учета музейных предметов на балансе. Но зато есть Положение о Музейном фонде Российской Федерации от 12.02.1998 № 179 [12] и Инструкция № 290 от 17.07.1985 по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР [13]. В данных нормативных актах прямо указано следующее:

– «Отражение музейных предметов и музейных коллекций на балансе юридического лица, в оперативном управлении или пользовании которого они находятся, не допускается» (п. 13 Положения о Музейном фонде [12]);

– «Все памятники истории и культуры (вещественные, объекты природы, произведения всех видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, памятники письменности и др.), хранящиеся в музеях, бухгалтерскому учету по стоимости не подлежат» (п. 81 Инструкции по учету и хранению музейных ценностей [13]).

Следовательно, в действовавшем законодательстве был установлен запрет на учет музейных предметов на балансе музея (вне зависимости от формы собственности) и распространялся на все музейные предметы, а не только на входящие в Музейный фонд.

Более того, в настоящий момент в статье 7 Закона № 54-ФЗ [11] прямо указано, что «отражение музейных предметов и музейных коллекций на балансе музея не допускается».

Таким образом, музейные предметы, вне зависимости от того, включены они или нет в Музейный фонд РФ, не входят в состав имущества, отражаемого на балансе музея, и учитываются в специальной учетно-хранительской документации.

На основе всех этих документов МЦР и разработал собственный Учет музейных предметов и музейных коллекций изобразительного и мемориально-вещевого фонда, где в пункте 2.3 сказано: «В соответствии с п. 13 “Положения о Музейном фонде Российской федерации” предметы изобразительного и вещевого фонда, зарегистрированные в основной учетной документации Музея, а также предметы, включенные в состав негосударственной части Музейного фонда РФ, не подлежат бухгалтерскому учету по стоимости и не отражаются на балансе Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха». По этому правилу МЦР жил долгие годы, и ни одна проверка, ни один министр культуры РФ, а их за эти годы сменилось немало, к такому положению вещей претензий не предъявляли.

Следовательно, руководствуясь внутренней инструкцией, МЦР ничего противозаконного не делал, и не его вина, что российское законодательство практически игнорирует общественные институции культуры.

Различные организации, в том числе и Центр Рерихов, уже не раз поднимали эту проблему на разных уровнях власти, но все напрасно. Видимо, высокопоставленным чиновникам такое положение дел просто выгодно, ведь это позволяет им держать «на крючке» практически все общественные институции культуры в России.

Получается, что на словах руководством государства поддерживается общественный сектор, на деле же размытое законодательство открывает возможности для различных трактовок и спекуляций, подчас направленных против гражданских культурных инициатив. В такой ситуации негосударственные музеи оказываются беззащитными против произвола чиновников и бизнесменов и, возможно, потому их доля в культурном пространстве нашей страны ничтожно мала. Единственное, что их спасает в современной России от окончательного истребления, – это «крыша». Если среди покровителей такого учреждения есть влиятельные люди, то его не трогают, но стоит только «крыше» по каким-то причинам «прохудиться», риск потерять все повышается в разы. Это положение еще раз доказывает, что даже в такой, казалось бы, не совместимой с бизнесом и криминалом сфере, как культура, действует не закон, как это должно быть в правовом государстве, а «понятия», характерные для организованных преступных группировок. Не это ли доказательство сплошной криминализации нашего общества!

К сожалению, чиновников не смущает даже тот факт, что подобное бесправие общественных организаций культуры в корне противоречит Конституции РФ, которая гласит, что все равны перед законом и судом, признаются и защищаются равным образом частная и государственная собственности [14].

На примере МЦР мы видим прямую дискриминацию общественных организаций по сравнению с государственными.

После того, как Мединский В.Р. решил во что бы то ни стало разделаться с общественным Музеем имени Н.К.Рериха, а здание Усадьбы Лопухиных было передано в Федеральную собственность в ведение Министерства культуры, перед чиновниками встал вопрос о расторжении договора льготной аренды с МЦР и изъятия у него всех музейных фондов. С этой целью и были организованы всевозможные проверки.

Одна из них под руководством советника министра культуры К.Е.Рыбака нагрянула в МЦР в декабре 2015 года. Тогда же чиновник и пообещал подключить к дальнейшему поиску компромата налоговую инспекцию. А после разъяснения Минфина порядок учета основных средств, находящихся на балансе общественной организации, схема изъятия большинства картин и имущества у МЦР, не входящих в наследие Рерихов, стала вырисовываться окончательно.

Последовавшая затем налоговая проверка не приняла во внимание доводы и объяснения МЦР, трактовав законодательство не в его пользу, хотя в Налоговом кодексе РФ указано, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика [15].

Таким образом, именно Минкультуры оказалось причастным к тому гигантскому штрафу, который не только поставил под угрозу продажи уникальные картины, но и дал повод чиновникам распускать слухи, что наследие Рерихов из-за долгов организации может пойти с молотка.

Пустой депозитарий Музея имени Н.К.Рериха после захвата
Пустой депозитарий Музея имени Н.К.Рериха после захвата

Именно этими опасениями «радетели за культуру» и пытались оправдать силовой захват Усадьбы Лопухиных 28 апреля и последовавшую за этим 29 апреля 2017 года беспрецедентную передачу Следственным управлением на ответственное хранение ГМВ без описей (!) самих зданий, наследия Рерихов и имущества МЦР. Таким образом, организация в прямом смысле оказалась на улице без средств к существованию.

Добившись этого, Микультуры приступило к выполнению следующего пункта своего хитрого плана. 29 мая, т.е. через месяц после захвата Усадьбы со всеми ценностями, налоговики вынесли решение о привлечении к ответственности МЦР за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество. В этой ситуации абсурдно требовать погашения огромного штрафа от организации, лишенной всего. Но именно на это и рассчитывало Минкультуры, ведь только в таком состоянии МЦР не смог бы выполнить всех предъявленных к нему требований и таким образом попался бы в ловушку банкротства. Более того, эта ситуация дала возможность чиновникам самим распорядиться собственностью общественной организации.

В результате в начале февраля 2018 года в счет покрытия долга МЦР, который к тому времени составлял приблизительно 50 млн. рублей, судебными приставами были арестованы и изъяты 19 картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха, дорогостоящее оборудование депозитария, уникальный рояль прославленной немецкой фирмы и новейшее экспозиционное освещение [16]. Все арестованное имущество передано на ответственное хранение – кому бы вы думали? ГМВ (!), который не имеет никакого отношения к исполнительному производству. Произведенные аресты имущества МЦР явно несоразмерны задолженности по налогам и многократно превышают сумму долга. К слову сказать, 2–3 картины Н.К.Рериха, даже с учетом колеблющихся рыночных цен, могли бы спокойно перекрыть оставшуюся задолженность, не говоря уже о продаже 19 картин, общая рыночная стоимость которых достигает 800 млн. рублей. После соответствующей экспертизы и оценки, арестованные картины будут выставлены на торги, такие же «прозрачные», как и современные тендеры, и бесценные произведения будут проданы к радости высокопоставленных коллекционеров.

Итак, распуская слухи о возможной продаже нескольких драгоценных картин МЦР из-за долга перед бюджетом, чиновники фактически начали разграбление их десятками. Но, судя по всему, это еще не конец истории, ведь по плану Минкультуры данная схема должна привести организацию к банкротству, т.е. к фактическому уничтожению.

Таким образом, Минкультуры является прямым лицом, заинтересованным в уничтожении организации, а невероятные совпадения и согласованность с действиями налоговой инспекции свидетельствуют о том, что последняя была его орудием. Налицо чиновничий сговор, недопустимый российским законодательством, но кто из этих «слуг народа» обращает внимание на такие мелочи, наоборот, закон они предпочитают использовать исключительно в своих целях, а не жить по нему, как это принято в любом правовом государстве.

Данная схема, одна из многих, которую использует Минкультуры для изъятия у МЦР наследия Рерихов. К ним можно отнести прикрытие рейдерского захвата Усадьбы и части фондов Музея уголовным делом Мастер-Банка и само его банкротство, принятие некоторых поправок к законам, позволяющих изъять у общественной организации наследие и распорядиться им по своему усмотрению, и, наконец, пресловутое письмо В.Р.Мединского президенту В.В.Путину, с которого, собственно, все и началось.

Единственное, что не учли чиновники, – это сопротивление защитников общественного Музея имени Н.К.Рериха. Заявление МЦР в Следственный комитет с требованием возбудить против Мединского и иже с ним уголовное дело – один из таких шагов, и он не последний…

protection2.jpg

Примечания

1. Заявление для СМИ от Международного Центра Рерихов: Международный Центр Рерихов подал заявление в Следственный комитет РФ на министра культуры В.Р.Мединского и других лиц // Международный Центр Рерихов (сайт). Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5813 (дата обращения: 24.05.2018).

2. Надежда на справедливость // Версия (сайт). Режим доступа: https://versia.ru/centr-rerixov-prosit-sk-privlech-glavu-minkulta-medinskogo-k-otvetstvennosti (дата обращения: 12.05.2018).

3. Центр Рерихов просит СК возбудить дело против руководства Минкультуры // РИА-новости (сайт). Режим доступа: https://realty.ria.ru/realtynews/20180425/1519397386.html (дата обращения: 12.05.2018).

4. Министра культуры обвинили в грабеже Центра Рерихов // Infox.ru (сайт). Режим доступа: https://www.infox.ru/news/271/culture/art/201042-ministra-kultury-obvinili-v-grabeze-centra-rerihov (дата обращения: 09.05.2018).

5. Реставрация Соловецкого монастыря привела к новому делу Минкульта // Fontanka.ru. Петербургская интернет-газета (сайт). Режим доступа: https://www.fontanka.ru/2018/02/27/026/ (дата обращения: 15.05.2018).

6. Фонд народных промыслов и Музей матрешки собрались судиться с Минкультом // Интерфакс (сайт). Режим доступа: http://www.interfax.ru/culture/425623 (дата обращения: 15.05.2018).

7. Алексинская М. Лубок // Космос и жизнь (сайт). Режим доступа: http://in-space.info/news/lubok (дата обращения: 15.05.2018).

8. Верховный суд ликвидировал Международную конфедерацию союзов художников // Colta.ru (сайт). Режим доступа: https://www.colta.ru/news/15393 (дата обращения: 15.05.2018).

9. Стеценко А.В. Ограбление по-государственному без права на защиту // Сохраним Музей Рериха (сайт). Режим доступа: https://save.icr.su/ru/2017/06/ograblenie-po-gosudarstvennomu-bez-prava-na-zashhitu/ (дата обращения: 01.06.2018).

10. Самые резонансные события в России и мире: взгляд английской и российской редакций // The Art Newspaper Russia (сайт). Режим доступа: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5266/ (дата обращения: 05.05.2018).

11. Федеральный закон РФ № 54 о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации от 24.04.1996. Глава II. Статья 7. Собрание музея // Право (сайт). Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102041535 (дата обращения: 01.06.2018).

12. Положение о Музейном фонде Российской Федерации от 12.02.1998 № 179 // Право (сайт). Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102051577 (дата обращения: 03.06.2018).

13. Инструкция № 290 от 17.07.1985 по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР // Кодекс (сайт). Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9049691 (дата обращения: 03.06.2018).

14. Конституция РФ. Статья № 8 // Конституция (сайт). Режим доступа: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm (дата обращения: 01.06.2018).

15. Налоговый кодекс РФ. 31.07.1998 года. № 146-ФЗ // КонсультантПлюс (сайт). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 01.06.2018).

16. Хоменок Л. Наследие Рерихов разворовывается! // Международный Центр Рерихов (сайт). Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5771 (дата обращения: 23.05.2017).