>Общественность>Статьи>Сергей Скородумов. Адепты Хоршевского движения
Питер Брейгель Старший. Притча о слепых. 1568 г.
Статьи

Сергей Скородумов. Адепты Хоршевского движения

Как поэтичны оправданья 
измен, соблазнов и грехов…

Александр Дольский, 
поэт и музыкант

«Четыре стража, кубок Архангела храните!»

Мемориал Н.К. и Е.И. Рерихам
Мемориал Н.К. и Е.И. Рерихам

Если бы меня спросили, с какой мелодией ассоциируется творчество семьи Рерихов, я бы ответил не раздумывая – с музыкальным произведением «Утро» норвежского композитора Эдварда Грига. Когда слушаешь эту музыку, возникает ощущение, что всё вокруг просыпается от векового сна, отступает ночная тьма, над Землей встает новый день, который обязательно принесет людям Красоту, радость и вдохновение.

Так бы всё, наверное, и произошло, но, к сожалению, на пути изучения и популяризации творческого наследия семьи Рерихов в России возникло немало препятствий. Большинство из них, как ни странно, устроили именно те, кто называет себя «рериховцами» [1]. Еще в конце 50-х годов XX века Рихард Рудзитис, поэт и писатель, председатель Латвийского рериховского общества, жаловался Юрию Николаевичу Рериху, что членов общества не признают и преследуют. На это Юрий Николаевич ответил: «Ну что Вы плачете? Вы же заплачете тогда, когда всё будет разрешено, когда можно будет говорить, писать и читать!» [2]. Сегодня эти слова сбываются в полной мере.

Амбиции, самость и какое-то просто потрясающее легкомыслие – эти качества сначала ослепили многих «рериховцев» и низвергли их в глубокую пропасть невежества, а потом вывели на тропу информационной войны с Международным Центром Рерихов (МЦР), Людмилой Васильевной Шапошниковой – доверенным лицом Святослава Николаевича Рериха и, наконец, с самими Рерихами.

В этой войне новоявленные «рериховцы» проигнорировали все указы и заветы Рерихов, включая сроки обнародования их архива. Первой незаконной публикацией Дневников Елены Ивановны Рерих, как известно, отличилось издательство «Сфера», которое возглавлял Дмитрий Попов. Людмила Васильевна Шапошникова назвала свою статью об этом преступлении «Сферы» коротко и ясно – «Предатели» [3]. Она имела полное право на такие суровые оценки. Именно ее Святослав Николаевич выбрал своим Доверенным лицом, через нее передал наследие Рерихов на Родину и сообщил ей все инструкции, в том числе по поводу сроков публикации архива своей семьи.

В обращении к рериховским организациям он писал: «Людмила Васильевна остается, по-прежнему, моим доверенным лицом и прошу вас всех это учитывать. Нежелание считаться с ее мнением привело к самовольной и несвоевременной публикации таких работ, как “Надземное” и “Напутствие вождю”. Такая самовольная издательская деятельность вызывает во мне глубокую тревогу. Время публикации ряда работ, к которым были причастны мои родители Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи, еще не пришло. Когда срок настанет, вам будет об этом сообщено» [4].

С.Н.Рерих и Л.В.Шапошникова
С.Н.Рерих и Л.В.Шапошникова

Как известно, Рерихи сотрудничали с Великими Учителями Востока. «Четыре стража, кубок Архангела храните!» [5, 1922, апрель 23], – очень красиво и символично сказано об этом сотрудничестве в первой книге Учения Живой Этики. Для последователей Рерихов распоряжения каждого из членов этой великой семьи являются Заветами, оспаривать которые неэтично и бессмысленно. Их можно только принять и выполнить, поскольку эти Заветы определяют вехи эволюционного строительства. В них звучит голос Учителя.

Мы живем в океане энергий, где идет постоянная битва между Красотой и хаосом, Светом и тьмой. Путь к Высшему найти очень нелегко. Для этого и даются Иерархические указания. Они как бы освещают прямой эволюционный коридор, который ведет нас к сияющим высотам Космоса. Игнорируя эти указания, отдельный человек и даже целая страна могут отклониться от эволюционного пути и уйти далеко в сторону [6]. Кто знает, сколько времени, сил и страданий потребуется потом, чтобы вернуться на потерянную историческую дорогу.

Предупреждения обо всем этом даны уже в первой книге философии Живой Этики.

«Темнота может застать отступивших.
И легко оступиться в горах.
Лучше не отринуть Руку водящую,
Нежели фонарь спасителя ждать.
Рады заблудшие вернуться даже на собачий лай.
Не лучше ли идти с проводником среди алмазов снега!» [5, 1922, апрель 17].

Оценивая роль Международного Центра Рерихов и Людмилы Васильевны Шапошниковой, Святослав Николаевич Рерих писал: «Международный Центр Рерихов, созданный по моей инициативе и почетным Президентом которого я являюсь, стал той организацией, через которую я могу обращаться и сотрудничать с рериховскими обществами.

Подтверждаю полномочия вице-президента и директора Музея им. Н.К.Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой. Прошу во всех необходимых случаях советоваться с ней. Меня беспокоят попытки некоторых лиц, без всякого на то основания, подвергнуть сомнению ее деятельность и тем самым выразить недоверие к моему решению» [4].

Как жаль, что эти слова услышали далеко не все.

Между Рерихами и Хоршами

Чимабуэ. Поцелуй Иуды. Конец XIII в.
Чимабуэ. Поцелуй Иуды. Конец XIII в.

Хроника предательств насчитывает не одно тысячелетие и знает немало горестных страниц. В анналы истории вошли примеры Иуды и Девадатты, Марка Юния Брута и гетмана Ивана Мазепы, генерала Власова и многих других нелицеприятных личностей.

В XX веке сильнейший удар по эволюционному культурному строительству нанесло предательство четы Хоршей, когда-то бывших ближайшими учениками Рерихов. Хорши захватили и разрушили Музей Николая Рериха в Нью-Йорке. Они присвоили сокровенные Дневники Елены Ивановны Рерих. До конца жизни Хорши были убеждены, что находятся в пространстве Учения и под покровительством Учителя.

Вам это ничего не напоминает? Правильно! События в XXI веке в Москве развиваются по тому же самому сценарию. Иногда кажется, что по ошибке мы попали в какую-то мрачную альтернативную реальность, которой быть просто не должно. И очень хочется сегодня вечером лечь спать, а завтра утром проснуться в нормальном мире, где продолжает существовать общественный Музей имени Н.К.Рериха и Дневники Елены Ивановны Рерих находятся там же, где им и положено быть – в хранилище.

Увы! Одна из величайших трагедий современности уже произошла. Причем, всё это случилось не без помощи людей и даже целых организаций, которые по совершенно непонятной для меня причине продолжают связывать себя с Рерихами.

А теперь скажите, какие же это «рериховцы», если они выступали против Международного Центра Рерихов, активно поддержали и приняли непосредственное участие в разрушении Музея, основанного С.Н.Рерихом, а сегодня устроили самое настоящее беснование вокруг Дневников Елены Ивановны? По-моему, совершенно очевидно, что действия этих «рериховцев» являются продолжением линии Хоршей. Более того, к настоящему времени в России сформировалось целое общественное движение, которое ведет свою преемственность именно от Хоршей, а не от Рерихов. Причем, сами Хорши о таком числе последователей, наверное, даже и не мечтали.

Интернет-форум «Рерих.инфо» господина Чернявского, многие участники которого долгое время клеветали на общественный Музей имени Н.К.Рериха, а сегодня вовсю обсуждают Дневники Елены Ивановны, вернее всего было бы переименовать в «Хорш.инфо».

Полностью хоршевским является и журнал «Дельфис» во главе с редактором Натальей Тоотс. Никакого отношения к Рерихам не имеет и так называемый Национальный Рериховский комитет (НРК). По своей сути это именно Хоршевский комитет. И ничего национального в нем нет, поскольку в России всегда негативно относились к предательству.

СибРО – на самом деле никакое не Сибирское Рериховское общество, а хоршевское. Почему? Да потому что не могут настоящие рериховцы игнорировать заветы Святослава Николаевича Рериха, нападать на МЦР и при этом строить «Новый мир» в отдельно взятом сибирском регионе. Поддержка разрушителей общественного Музея имени Н.К.Рериха со стороны СибРО [7] поставила большой жирный крест на будущем этой организации.

«Какое отношение имеют к Рерихам кощунник Андрей Люфт, редактор сайта с помпезным названием «Живая Этика в мире»?», – спросите вы. И будете совершенно правы. Никакого. Это тоже типичный представитель армии Хорша.

Хочется сказать несколько слов этим господам:

– Выбор между Рерихами и Хоршами, между Светом и тьмой, пролегает именно через выполнение воли Рерихов, через ваше отношение к Международному Центру Рерихов и Дневникам. Поэтому не лгите! И не вводите в заблуждение ни себя, ни людей. Вы давно перешли границу светотени и оказались на стороне Хоршей. Наступило время снять с себя маски и выйти из мрака, в котором вы скрываетесь. Пусть все увидят ваши настоящие безобразные личины. Не прячьтесь и не морочьте голову тем, кто еще не успел во всем разобраться.

Вы часто называете себя «свободными рериховцами». Позвольте узнать, от кого и от чего вы освободились? От совести и чести? От Рерихов и Учителей? Вы не можете быть свободными хотя бы по той причине, что находитесь в плену своих неуемных страстей и амбиций. Вы даже не смогли справиться со своим любопытством, которое заставило вас заглянуть в Дневники. И еще. Вы не поняли самую важную мысль: свобода состоит в добровольном следовании Высшим заветам, а не в самовольстве Иуды!

Теория и практика Агни Йоги

Питер Брейгель Старший. Притча о слепых. 1568 г.
Питер Брейгель Старший. Притча о слепых. 1568 г.

Для многих последователей Рерихов сегодня наступает период интенсивной практики Агни Йоги. И эта практика состоит не в каких-то йогических упражнениях, как думают некоторые, а в этических поступках и в нравственном выборе по отношению к МЦР и Дневникам.

Сейчас адепты хоршевского движения пытаются идеологически оправдать собственное предательство. Широко распространяется миф о том, что публикацию Дневников будто бы «допустили» Учителя.

Может ли такое быть в реальности? Конечно, нет. Волю Учителей передали нам Рерихи и Людмила Васильевна Шапошникова. Они были непреклонны относительно сроков публикации Дневников. Эти сроки пока не наступили и наступят еще очень не скоро.

«Ваше глубокое понимание подскажет Вам принять срочные меры, чтобы спасти манускрипты <…> от дьявольских рук. Мое сердце разрывается от боли при мысли, что самое Сокровенное могут осквернить, злобно исказить и выставить на посмешище. Лишь немногие понимают сокровенность Великого Руководства», – писала Е.И.Рерих господину Милликану [8, с. 278–279].

Если у вас в душе после этих слов не отзвучала боль великой русской женщины, так много сделавшей для родной страны, и вы продолжаете читать ее Дневники, то вам лучше навсегда закрыть труды Рерихов и Учение Живой Этики. Рерихов вы просто не любите. И их творчество предназначено не для вас.

Публикация Дневников – это преступление. Оно произошло при вашей поддержке, господа хоршевцы. И не надо свою собственную вину возлагать на Учителей, которые будто бы это допустили. Учитесь сами нести ответственность за свои собственные злодеяния и не перекладывайте ее на других!

Следующий миф является, на мой взгляд, верхом фарисейства и лицемерия. Версия такова. Дневники опубликовали не мы. И теперь раз уж так случилось, то почему бы их не прочесть. А заодно не написать о них пару-тройку статей и не процитировать Дневники в своих работах. Что тут скажешь? Перед нами в действии вариант совершенно беспринципного девиза: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Даже по юридическим законам преступлением является не только кража, но и сбыт краденого. Что же тогда говорить о Дневниках и об этике?

Людмила Васильевна Шапошникова не случайно назвала публикацию Дневников предательством. Любая причастность к этому процессу накладывает на его участников неизгладимые темные пятна. Поэтому уже не удивляет, что на своих интернет-ресурсах не только писатель Александр Владимиров, который является сторонником изучения Дневников, дает ссылки на Люфта, но и Люфт на Владимирова. Такой вот странный симбиоз. Хотя, если вдуматься, то ничего странного здесь нет. Нравственное падение, которым, несомненно, является чтение Дневников, опускает всех на одну линию. На дно.

Еще один свежий миф. Дневники якобы можно читать, чтобы у нас были аргументы в споре с нашими оппонентами. Что и говорить, версия хитрая и превосходит все предыдущие по степени лукавства. Но с Иерархическими указаниями этот номер не пройдет. Их можно либо выполнять, либо нет. Без всяких «если» и «чтобы».

Впрочем, хоршевцы свой выбор уже сделали. Мне хотелось бы написать несколько слов тем, кто подошел к изучению творчества Рерихов недавно или не успел разобраться в ситуации. Адепты Хоршевского движения любят жонглировать цитатами из Учения. Они выдают эти цитаты совершенно не к месту по логике генератора случайных чисел. Но не зря же предупреждала нас Елена Ивановна Рерих: «Наивные люди обычно полагают, что темные силы всегда грубы и преступны в своих действиях и намерениях. Это пагубное заблуждение. Ибо так действуют лишь темные силы малых степеней. Гораздо опаснее те, кто приходят под личиною света и с нашими формулами на устах…» [9, с. 530–531].

Перед нами как раз тот самый случай. Не дайте себя обмануть! Потому что цена ошибки слишком велика. Осознайте, что сейчас ваш выбор идет между Светом и тьмой. И результат этого выбора определит вашу судьбу на долгие годы, а может быть, и века. Не наступите в очередной раз на грабли, так услужливо подложенные нашими противниками на вашем духовном пути. Теософское движение практически сошло на нет с исторической арены. Причина была та же, что и сейчас, – невыполнение Иерархических указаний.

И еще один очень важный момент. Хоршевцы отступили от линии духовной преемственности, которая идет через Международный Центр Рерихов. Естественно, теперь они ищут другие «фокусы» и «иерархии», принимая за связь с Высшим контактёрские послания, вроде так называемого «нектарианства» [10]. Сто раз подумайте, нужно ли вам погружаться в эту грязь? Очиститься от нее потом будет очень трудно.

Не верьте, что сейчас наступили какие-то другие времена и Заветы Рерихов можно поправить или изменить. Иерархические указания даются на долгий срок. Изменить их могут только из того Источника, откуда они пришли. И несколько десятилетий тому назад, и сейчас в обращении С.Н.Рериха звучат слова Учителя: «Защищайте Международный Центр Рерихов, помогайте его сотрудникам, не позволяйте никому мешать его работе. Всего вам светлого. Без страха продвигайтесь вперед. Да будут ваши сердца чисты, а помыслы – благородны. Помните, что судьба России в ваших руках. Да будет Свет!» [4].

Когда я захожу на сайт Люфта, на форум господина Чернявского или в социальные сети, где идет интенсивное обсуждение Дневников Елены Ивановны Рерих, то в голове у меня начинает звучать музыка. Сначала ее звуки почти не слышны. Постепенно приближаясь, она становится все громче и громче, а затем целиком втягивает в свой мощный водоворот. «Какая именно мелодия?» – спросите вы. Отвечу. Это еще одна композиция Эдварда Грига. Называется она «В пещере горного короля» и входит в сюиту к пьесе Ибсена «Пер Гюнт». По сюжету пьесы под эту музыку в тронной пещере Рондских скал шагают сказочные человекоподобные существа подземного мира – тролли во главе со своим предводителем. И кажется, что с их появлением начинается какое-то массовое беснование, несущее угрозу всему живому, светлому, солнечному… Трудно было бы подобрать другое музыкальное произведение, которое так же ярко характеризовало бы адептов Хоршевского движения…

И все-таки я надеюсь, что любой человек, который обладает хотя бы малейшим распознаванием и чувством порядочности, никогда не перепутает эти тяжелые звуки с чарующей мелодией «Утра» Грига.

27.08.2018 г.


Примечания

1. Шапошникова Л.В. Рериховцы против Рерихов // Защитим имя и наследие Рерихов. В 7 т. Т. 4. М.: Международный Центр Рерихов, 2007. С. 36–56. См. также URL: http://www.roerichs.com/Publications/Centre-Museum/Rerihovtsy_protiv_Rerihov.htm

2. Фрагменты из выступлений Генерального директора Центра-Музея имени Н.К.Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой на встречах с Рериховскими организациями. Из выступления Л.В.Шапошниковой на отчетно-перевыборном собрании в МЦР 12 октября 1996 г. // Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха (офиц. сайт). Режим доступа: http://www.roerichs.com/Publications/LVShaposhnikova/LV_KruglyeStoly.htm

3. Шапошникова Л.В. Предатели // Защитим имя и наследие Рерихов. В 7 т. Т. 3. М.: Международный Центр Рерихов, 2005. С. 455–469.

4. Обращение С.Н.Рериха к рериховским обществам России и других независимых государств, 26 апреля 1992 г. Бангалор, Индия // Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха (офиц. сайт). Режим доступа: http://www.roerichs.com

5. Живая Этика. Листы Сада Мории. Зов.

6. О чем Рерихи предупреждали Россию. Непринятые вестники (фильм) // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: https://youtu.be/U6yjyoGN8wo

7. Обращение в поддержку Государственного музея Рерихов // Журнал «Дельфис» (офиц. сайт). Режим доступа: http:// delphis.ru/journal/article/obrashchenie-v-podderzhku-gosudarstvennogo-muzeya-rerikhov

8. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 4 (1936). М.: Международный Центр Рерихов, 2002.

9. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 2 (1934). М.: Международный Центр Рерихов, 2013.

10. Бакланов М. Хроники созревания нектара // Портал «Адамант» (офиц. сайт). Режим доступа: http://www.lomonosov.org/article/hroniki_sozrevaniya_nektara.htm