>#SaveRoerichMuseum>Анна Тарабрина. Дозор на Знаменке // Арсеньевские вести
Парадный фасад Главного дома после реставрации
#SaveRoerichMuseum СМИ

Анна Тарабрина. Дозор на Знаменке // Арсеньевские вести

Фильм с одноимённым названием был сделан сотрудниками Международного Рериховского Центра и выложен в интернет.

В нем рассказывается о судьбе музея им. Николая Рериха, просуществовавшего более четверти века и в результате силового захвата 28–29 апреля 2017 года оказавшегося полностью разрушенным. В настоящее время усадьба Лопухиных ждет новых хозяев. По решению Минкульта, приложившего руку к уничтожению музея, им должен стать МГИИ им. Пушкина.

Но сотрудники музея Рериха никуда не ушли. В противовес чудовищной несправедливости они организовали постоянное дежурство у усадьбы Лопухиных, фиксируя все события, которые происходят на территории. За оградой пышно цветут гималайские розы. Тихо, пустынно. Иногда приезжают посетители с цветами – те, кто еще не в курсе случившегося. Им рассказывают о трагедии крупнейшего общественного музея России, рассказывают об экспозициях и залах, которых больше нет. На данный момент неизвестно, где находится богатейшее наследие, завещанное Рерихами нашему народу.

Наследие

Наследие великой семьи Рерихов было вывезено из Индии на грузовом самолете Людмилой Васильевной Шапошниковой – доверенным лицом Святослава Рериха. Это 4 тонны бесценного архива, который включал в себя картины Николая и Святослава Рерихов, ценнейшие рукописи и артефакты, архив семьи.

В 1989 году усадьба Лопухиных, выбранная лично для общественного музея Святославом Рерихом, была передана Международному Центру Рерихов (МЦР), а в 1993 году в ней открылся музей Рериха. Статус музея был выбран не случайно. По словам Святослава Николаевича рамки государственного музея могли существенно сузить задачи МЦР, деятельность которого осуществлялась не только в России, но и за рубежом. Передавая наследие, он поставил условие – Музей должен быть общественным.

Усадьба Лопухиных на момент организации в ней МЦР представляла собой полуразрушенное здание, которое требовало капитального ремонта и колоссальных средств. Государство не вложило в реставрацию здания ни одной (!) копейки. Дорогостоящий ремонт делали, как говорят, всем миром.

Есть масса свидетельств волонтеров, подвижников со всей страны, которые приезжали целыми бригадами и бескорыстно работали на возрождение усадьбы. Это архитекторы-реставраторы, мастера по ковке металла, резчики по дереву, скульпторы, художники и многие другие.

В 2010 году, прилетев с Дальнего Востока, я впервые побывала в этом музее и была совершенно потрясена той удивительной атмосферой, которая царила в нем. Искреннее восхищение вызывали не только экспозиции музея, но и богатство коллекций в целом. В нем находилось самое большое хранилище картин Н.К. Рериха в мире.

Кольцо Нефертити

Я видела это кольцо. Его мог видеть каждый посетитель, приехавший в музей из любой точки мира. Оно лежало на синей бархатной подставке и экспонировалось, как и все уникальные артефакты, под стеклом антивандальной витрины. Эти дорогостоящие витрины специально для музея заказывали в Германии.

Кольцо Нефертити находилось в зале Учителей, там же висел портрет Елены Ивановны Рерих кисти Святослава Николаевича. Великая русская женщина, философ, писательница, крупный общественный деятель. Невозможно передать словами те чувства и эмоции, когда человек прикасается сердцем к святыням.

К сожалению, 28–29 апреля 2017 года, исчерпав все способы, посредством которых Минкульт во главе с В. Мединским кошмарили коллектив МЦР, был осуществлен силовой захват здания. Все, как в хорошем боевике – ОМОН в черных масках, скрывающих лица, сдирающие со стен картины сотрудники Государственного музея Востока и Минкульта.

Уникальные экспозиции были варварски разрушены, их крушили не щадя сил. Входную дверь разбили кувалдой, автогеном (!) вскрывали антивандальные витрины. Опустошили запасники, где в идеальных условиях, соблюдая все меры температурного режима и влажности, хранилось наследие. Оно было вывезено на грузовиках в неизвестном направлении. Где оно находится на данный момент – неизвестно. На все просьбы провести опись и сверку изъятых экспонатов сотрудникам МЦР отвечают отказом.

Павильон №13 на ВДНХ

Я думаю, многие россияне видели фильм «Белое солнце пустыни». В одном из его эпизодов показывают хранителя музея, который отказался бросить вверенные ему ценности и в хаосе гражданской войны все-таки остался их защищать от грабителей. Он был застрелен ими.

Эти события происходили в двадцатые годы прошлого века, и всё можно списать на войну. Но трудно представить себе, что в просвещенном XXI веке в центре Москвы произойдет нечто подобное. Варварство, которое современники назвали преступлением века.

«Преступление века, произошедшее в России. Именно такие мысли вызывает посещение павильона № 13, – пишет об этом искусствовед, москвичка Ольга Григорова. – Выставка наспех собрана специалистами музея Востока. Общественный музей разрушен, государственный не создан. Выставочный павильон, построенный для других целей, требованиям не отвечает.

Площадь гораздо меньше, чем в усадьбе Лопухиных. Причем примерно треть этих площадей занята под открытое хранение музея Востока. Это вазы, мебель, восточная одежда. Весь этот набор создает впечатление антикварной лавки.

И рядом – Рерихи. Картин представлено мало, нет ни одной, посвященной Елене Ивановне, нет и ее портрета. Семьи нет. Есть два художника – отец и сын. Крайне удручающее впечатление остается после посещения выставки – это просто галерея, но не музей. В музее должна проводиться и научная, и лекционная, и издательская работа. Никаких возможностей в павильоне для этого нет. А где картины, вывезенные 7 марта 2017 года? Увидим ли мы их когда-нибудь? И все ли они в целости и сохранности? История с созданием Государственного музея Рерихов изначально строилась на лжи».

Работа МЦР, несмотря на огромный ущерб, нанесенный организации, продолжается. Передвижные выставки великих художников, проходившие по всей стране, а их было порядка 640, в том числе и на Дальнем Востоке, к сожалению, больше не осуществляются. Но в разных городах страны проходят выставки, посвященные Пакту Рериха, продвигающие идею мира и защиту культурных ценностей.

Неимоверное число участников собрал детский конкурс рисунка «Мы – дети Космоса». Проходят и лекции, и концерты, и, несмотря ни на что, публикаторский отдел выпускает книги. Иначе как подвигом их работу в создавшихся условиях не назовешь.

Прямая линия

С момента разрушения общественного музея прошло 2 года. Ежегодно у нас в стране проходит прямая линия с президентом Путиным. Массовые обращения общественности по поводу музея им. Н. Рериха и в открытых письмах президенту, и на прямую линию традиционно игнорируются. Обещанный Государственный музей не создан, богатейшее наследие, стоимость которого миллионы долларов, находится неизвестно где.

Между тем Международный Центр Рерихов пытаются ликвидировать, вменяя им долг на колоссальную сумму – 59 миллионов (!) за экспонирование картин. Беспрецедентный случай в истории! Ни один музей не платит налоги за экспозиции картин. Часть этого долга погашена общественностью, а сотрудников музея мытарят по судам. Очередной суд состоится 15 августа.

И что же президент? Он слеп и глух к вопросам культуры? Отнюдь. По итогам последней прямой линии он дал распоряжение организовать музей… Щукиных на Знаменке, 8, то есть в центре Москвы, традиционно промолчав по проблеме разрушенного общественного музея с самой большой в мире коллекцией картин Рерихов.

Где мы будем и куда мы пойдем, если так пренебрежительно и варварски, как это произошло с наследием великой семьи Рерихов, чиновники Минкульта будут относиться к шедеврам? С чем мы останемся? Будет ли у последующих поколений такая же возможность, какая была у нас – войти в зал и восхититься уникальными творениями мастеров, прославивших нашу страну во всем мире?

На железных воротах, предваряющих вход в музей Н. Рериха, массивный замок и угроза разграбления, растаскивания по частным коллекциям и аукционам наследия, которое собиралось с таким трудом и было предназначено каждому россиянину.

Источник: Арсеньевские вести. 24.07.2019