В Москве «уничтожается» последняя память о Рерихах?
Вечером 9 октября 2019 возле закрытой усадьбы Лопухиных собралось около 200 человек. Они специально съехались в Москву из разных городов России, Финляндии, Швеции, Болгарии, Эстонии, Литвы, Латвии, Узбекистана, Киргизии, Украины. Очередь растянулась неровной цепью вдоль узкого тротуара, почти до Волхонки.
Неподалеку дежурило несколько полицейских машин, наблюдая за происходящим. В неверном свете фонарей спешащие мимо редкие прохожие могли подумать, что это какой-то политический митинг или акция, но вместо плакатов в руках у стоящих покорно людей были цветы, целые букеты красных, желтых и белых роз.
Неразговорчивые охранники делили их на группы строго по двадцать человек и запускали на территорию. Атмосфера режимного объекта просто витала в воздухе. Обращались с людьми почти как с преступниками, хотя именно благодаря им была когда-то восстановлена из руин эта старинная усадьба, а в ней открыт уникальный общественный музей Н.К.Рериха. Очевидно, их вина заключалась лишь в том, что они упорно сопротивлялись его уничтожению, защищая волю Рерихов.
Правда, сопротивленцы не проводили митингов и пикетов, зато писали тысячи писем в высокие кабинеты, обращались с призывами к культурной общественности, отстаивая свою правоту в неправедных судах. Все это раздражало чиновников, затрудняло их работу по окончательному «перепрофилированию» усадьбы и забвению творчества семьи Рерихов.
Поэтому основным орудием власть предержащих стала ложь. Николай Рерих был миротворцем и защитником культуры, но уже много лет, особенно в последние годы, различные СМИ методично принялись очернять и умалять его имя, представляя заурядным карьеристом и мистиком. Музей, который люди создавали своими руками без копейки государственных средств, помогая Международному Центру Рерихов (МЦР), основанному С.Н. Рерихом, безжалостно уничтожили, выставив значительную часть картин в развлекательном комплексе ВДНХ, а часть приготовив для продажи.
И теперь вдобавок, в юбилейный год Рерихов, решили разрушить еще и установленные МЦР мемориал Рерихов, где покоится прах Николая Рериха с супругой, и памятники их сыновьям. Как выяснилось, новым хозяевам усадьбы Лопухиных – Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ) и Государственному музею Востока (ГМВ) – они не нужны.
Это чудовищно и страшно. Рерихи – поистине уникальное явление в мировой культуре. Глава семьи, Николай Константинович, известен во всем мире как великий русский художник, литератор, мыслитель, ученый, путешественник, культурный и общественный деятель. Еще несколько лет назад Министерство культуры РФ клятвенно обещало, что создаст музей Рерихов. Имеется внушительная коллекция картин художника и у Государственного музея Востока, который всячески пытался уверить в своем уважительном отношении к его наследию.
Не может быть чужим мемориал Рерихам и для ГМИИ имени А.С. Пушкина, ведь Николай Константинович был в свое время известным коллекционером западноевропейской живописи, немало писал о великих художниках прошлого и утверждал идеалы классического искусства. Потом он навечно вписал свое имя в историю, выдвинув Пакт в защиту культурных ценностей, первый международный договор в области охраны культуры. Памятник великому сыну России, по идее, может вызывать только уважение и восхищение. Кроме того, жизнь художника – чем не пример для молодежи? А вместо этого Рерихи оказались нежелательными гостями на территории усадьбы.
Буквально накануне дня рождения Николая Константиновича (9 октября), видимо, испугавшись негативных откликов в СМИ на снос памятников Рерихам, заместитель директора ГМВ Тигран Мкртычев уверял корреспондента «Комсомольской правды», что трогать их ГМВ не собирается, что это, дескать, «очередная манипуляция МЦР».
Правда, его заявление опровергает конкретный факт – письмо директора Государственного музея Востока А.В. Седова в Международный Центр Рерихов, в котором тот в ультимативной форме заявляет, что «в случае неисполнения данного требования (вывезти памятники в пятидневный срок. – Е.И.) Музей Востока вынужден будет переместить указанные объекты в место их временного хранения вне территории усадьбы». Именно этот ультиматум, да еще в канун юбилея, не на шутку взбудоражил общественность.
У тех, кто, несмотря на холодный пронизывающий ветер, упорно ждал своей очереди у ворот усадьбы Лопухиных, чтобы возложить цветы к памятникам Рерихам, сомнений в намерении господина А.В. Седова не было. Они помнили, как он под прикрытием темноты в апреле 2017 года силовым способом захватывал усадьбу Лопухиных, как его сотрудники громили залы общественного музея имени Н.К. Рериха, разбивали витрины, чтобы достать бесценные экспонаты. Вот и теперь все прекрасно понимали, что чиновники от культуры продолжают дальнейшее «выдавливание» памяти о наших выдающихся соотечественниках.
Попав, наконец, на территорию усадьбы, люди молча подходили к памятникам Рерихам, возлагали букеты и отходили в сторону. За короткое время цветы покрыли гранитный постамент монумента разноцветным ковром, их становилось все больше и больше. Как описать то, что при этом каждый из пришедших испытывал? Смешанные ощущения боли, тревоги, но еще и острое чувство стыда.
Стыда за страну, которая, к сожалению, почти всегда так несправедливо обращается со своими великими людьми. Самой большой проблемой России Елена Ивановна Рерих считала «удушение мысли». Именно это обстоятельство становилось причиной преследования великих людей, которое для многих из них закончилось трагически. Достаточно вспомнить священника Павла Флоренского, Осипа Мандельштама, Всеволода Мейерхольда, а сколько философов, ученых, писателей и поэтов эмигрировало из России! Но история, как видно, ничему не учит, и намерение снести памятники Рерихам тому горький пример.
Чтобы не допустить «изгнания» Рерихов, общественники снова и снова писали письма, взывали к сердцам так называемых культурных деятелей, обращались к простым людям. Но все безуспешно, их не слышали. Чиновники не собирались рисковать своей репутацией, политиков занимали только перспективы собственной власти, деятели культуры сидели на теплых местах, а у остального населения было полно своих житейских проблем. «Никто не имеет права сжигать Жанну д’Арк», – когда-то с горечью написал Николай Константинович, а сегодня в России сами Рерихи оказались в огне клеветы и поношения.
Но, может быть, их не надо защищать? Как сказал один образованный человек, они – такая величина, что сами себя защитят. Безусловно, мудрое время все расставит на свои места, и Рерихи, их масштабные дела на благо культуры, действительно, сами себя защитят, но вот кто защитит нас? Нас, кому нет дела до уничтожения центра Казимира Малевича в его юбилейный год, равнодушных к разрушениям античного Херсонеса. Нас, которых всеми силами пытаются превратить в манкуртов, не понимающих и не знающих свою культуру, а значит, разрушающих собственную страну.
Все еще не хочется верить, что очередной «философский пароход» уже вышел на рейд истории и страна теряет не только свою культурную славу, но и величайшие возможности для развития. Люди, возлагавшие цветы к памятникам Рерихам, это прекрасно понимали, поэтому и просили прощения у наших великих соотечественников за всю страну.
Холодные капли дождя, как слезы, падали на нежные лепестки роз, стекали влажными струйками по каменным лицам статуй Рерихов, казалось, они тоже оплакивают участь страны, презирающей великих творцов своей культуры. Но взгляд их спокойных и невозмутимых глаз был устремлен поверх голов куда-то вдаль…
Источник: The Moscow Post, 22.10.2019