>СМИ>Антон Надточеев. Маленькая победа // Версия
СМИ

Антон Надточеев. Маленькая победа // Версия

mezhdunarodnyj-centr-rerixov.jpg
Арбитражный суд Москвы прекратил производство по заявлению Федеральной налоговой службы России о признании банкротом Международного Центра Рерихов. Процесс закончился заключением сторонами мирового соглашения.

27 июля 2020 года Арбитражный суд столицы утвердил мировое соглашение, заключенное между ИФНС России № 19 по Москве и Международным Центром Рерихов (МЦР), которое предполагает погашение задолженности перед российским бюджетом. Это означает, что судебный процесс о признании МЦР банкротом завершен. Информация об этом появилась на сайте МЦР. В ближайшее время арест со всех банковских счетов организации будет снят, а исполнительное производство в отношении нее закроют. Мировое соглашение, утвержденное арбитражем, предполагает постепенное погашение налоговой задолженности МЦР: организация должна будет в течение года выплатить весь долг, внося в счет его погашения равные суммы.

Такой исход стал возможен, поскольку 18 июня 2020 года апелляционный суд принял решение оставить в силе решение Арбитражного суда города Москвы от 3 февраля 2020 года, в соответствии с которым действия судебного пристава С. Трубачева были признаны незаконными. Речь идет об аресте имущества МЦР. После того как суд вынес соответствующее решение, пристав вынужден был снять арест с имущества организации в этот же день. Только 21 июля 2020 года прошла первая процедура его возврата: МЦР получил девять картин Рерихов, и это открыло возможность подписания мирового соглашения.

Палки в колеса

При этом Государственный музей Востока (ГМВ) на протяжении месяца отказывал приставу в возврате 19 картин и иного имущества МЦР, используя для этого различные предлоги. Арест всего этого был признан незаконным, однако ГМВ, по всей вероятности, рассчитывал помешать заключению мирового соглашения с ФНС. Об этом говорит тот факт, что картина Н. Рериха «Черная Гоби», будучи предметом залога, находилась под арестом и хранилась у ГМВ. Если бы не вмешательство следственных органов МВД, вполне возможно, что этот план удалось бы осуществить.

Имущество МЦР перешло ГМВ после событий 29 апреля 2017 года. В этот день ГМВ фактически произвел незаконный захват территории усадьбы Лопухиных, где размещалась организация, а следственная бригада МВД передала музею не только два строения усадьбы и наследие Рерихов, которое там находилось, но и иное имущество МЦР и даже личные вещи сотрудников. Этот шаг следователей МВД, проводивших в усадьбе обыск, стал попыткой «легализовать» захват наследия Рерихов. При этом о законности процедуры говорить не приходится: никто не составил описи имущества, передаваемого ГМВ на ответственное хранение, да и к самому факту изъятия имущества есть вопросы. Дело в том, что поводом для него стало расследование по уголовному делу в отношении экс-мецената МЦР Б. Булочника, главы правления Мастер-банка, и действия следователей выглядят абсурдными: причем здесь наследие, часть которого была передана в МЦР непосредственно С. Рерихом в начале 90-х годов прошлого века? Впрочем, если принять во внимание заинтересованность в нем со стороны Минкульта и ГМВ, вполне можно проследить в происходящем логику.

Новый арест

16 июля 2020 года в усадьбу Лопухиных пришел следователь М. Воронин, который, как можно предположить, вновь действовал в интересах ГМВ. Представитель правоохранительных органов основывался на решении Тверского районного суда Москвы, в соответствии с которым на десять картин Рерихов надлежало наложить арест по ходатайству следователя. Совпадение или нет, но арестованы оказались именно те картины, с которых ранее снял арест пристав. Случайно ли это произошло? Верится с трудом, особенно если принять во внимание, что в число арестованных картин попало полотно, являющееся предметом залога. Нельзя исключать, что арест картин был призван воспрепятствовать подписанию мирного соглашения и, как следствие, способствовать запуску процедуры банкротства МЦР. Как отмечают в организации, ГМВ в этом заинтересован. 21 июля 2020 года должно было пройти судебное заседание, на котором планировалось утвердить процедуру мирного соглашения: таким образом, до этой даты оставалось всего несколько дней, а десять арестованных картин вновь были переданы на ответственное хранение ГМВ.

Недавно в МЦР узнали, что после незаконного изъятия у организации наследия Рерихов и передачи его на временное хранение ГМВ госмузей поставил его на постоянное хранение. Этот шаг можно расценивать как нарушение не только действующего российского законодательства, но и этического кодекса работников музея, использующих для пополнения своих коллекций подобные методы. На фоне всего этого пренебрежительное отношение руководства ГМВ к наследию Рерихов, которое наблюдается с его стороны при организации выставок, выглядит вполне объяснимым. К слову, в феврале этого года руководители ряда государственных музеев обеспокоились судьбой наследия Рерихов из-за отсутствия надлежащих условий экспонирования картин. Они указали на нарушения режима температуры и влажности, необходимого для хранения полотен, а также на расположение картин, из-за которого выставка в большей степени напоминала склад. Руководство музея с претензиями не согласилось.

В МЦР считают, что через некоторое время и десять картин, арестованных следователем М. Ворониным, могут оказаться среди принятых на постоянное хранение. Таким образом, налицо сомнительные и явно незаконные методы пополнения фондохранилищ ГМВ, в которых задействованы и сотрудники следственных органов МВД.

Борьба продолжается

Тем не менее, несмотря на возникшие трудности, МЦР удалось подписать мировое соглашение с налоговым органом: его представители в сжатые сроки согласовали все документы, необходимые для этого, и 24 июля 2020 года соглашение было подписано. В результате его удалось представить в ходе судебного заседания на утверждение суда. В организации поблагодарили всех, кто помогал МЦР и оказывал ему поддержку все это время, но отметили, что впереди еще много работы, поскольку воля Святослава Рериха, передавшего МЦР наследие своей семьи и выбравшего для него усадьбу Лопухиных, должна быть выполнена. Там обратили внимание, что ранее усадьба была восстановлена в буквальном смысле из руин, причем государство не финансировало этот процесс, и все реставрационные работы производились исключительно на общественные пожертвования.

Напомним, МЦР уже в течение нескольких лет борется за восстановление справедливости и пытается вернуть все, что присвоил ГМВ после захвата усадьбы Лопухиных в апреле 2017 года. Речь идет о картинах, книгах, архивных материалах и иных ценностях – в общей сложности это около 18 тысяч экспонатов, переданных на «ответственное хранение» ГМВ без составления описи.

Источник: Версия, 30.07.2020