26 апреля 2021 года Арбитражный суд города Москвы принял решение полностью удовлетворить исковые требования Международного Центра Рерихов (МЦР) о возврате из незаконного владения Государственного музея Востока 547 предметов Мемориально-вещевого фонда семьи Рерихов. Полный текст решения суда был опубликован в картотеке судебных дел Арбитражного суда г. Москвы 16 июня 2021 года.
Основная часть реликвий, составляющих Мемориально-вещевой фонд семьи Рерихов, была передана Святославом Николаевичем Рерихом в составе наследия семьи Рерихов созданному по его инициативе Международному Центру Рерихов на основании распоряжения (акта правопередачи) от 22.10.1992 г. Все последующие годы МЦР проводил кропотливую работу по сохранению, изучению и экспонированию этой важной части наследия. Но в апреле 2017 года в результате незаконного силового захвата, осуществленного Государственным музеем Востока (ГМВ), МЦР был выдворен из усадьбы Лопухиных, а наследие Рерихов оказалось во владении Музея Востока. Несмотря на неоднократные требования МЦР Государственный музей Востока отказался вернуть наследие семьи Рерихов. Обращения МЦР и общественности в правоохранительные органы, к депутатам и правозащитникам и многочисленные публикации в СМИ также ничего не изменили. В результате Международный Центр Рерихов был вынужден в апреле 2020 года обратиться в Арбитражный суд города Москвы с исковыми заявлениями о возврате из незаконного владения ГМВ наследия семьи Рерихов.
Как и в других делах по наследию Рерихов Музей Востока попытался убедить судью в том, что мемориальные предметы были им возвращены Международному Центру Рерихов в рамках исполнительного производства по освобождению помещений усадьбы Лопухиных от имущества МЦР летом 2018 года. Но эти доводы ГМВ не достигли своей цели, поскольку ранее Международный Центр Рерихов представил в суд фотографии этих мемориальных вещей в экспозиции Государственного музея Востока на ВДНХ, сделанные в 2019 году. В связи с этим судьей Д.С.Рыбиным было предложено сторонам по делу провести совместную сверку наличия в Музее Востока истребуемого имущества. Однако в ответ на письменное обращение МЦР об организации и проведении данной сверки Государственный музей Востока ответил категорическим отказом. На судебном заседании 16 декабря 2020 г. представитель ГМВ заявил, что Музей Востока проведет сверку имущества в одностороннем порядке и представит ее результаты суду к следующему заседанию. Но ни на следующем заседании 1 марта 2021 г., ни на последнем заседании 26 апреля 2021 г. результаты этой сверки так и не были им представлены суду. Такие действия Музея Востока были квалифицированы судом как «воспрепятствование правосудию и злоупотребление правом» (страница 14 судебного решения). Международному Центру Рерихов пришлось самостоятельно доказывать наличие всех мемориальных предметов в Государственном музее Востока. В материалы судебного дела была дополнительно представлена нотариально удостоверенная копия опубликованной в Интернете видеозаписи, сделанной в сентябре 2017 года, на которой юрисконсульт Музея Востока Ю.С.Избачков демонстрировал витрину с мемориальными вещами Елены Ивановны Рерих в Зале Учителей общественного Музея имени Н.К.Рериха. Некоторые из этих предметов позднее экспонировались Музеем Востока на ВДНХ, а местонахождение других (кольца Нефертити и письма Учителя на бересте в коробочке из слоновой кости) нам до сих пор не известно. Кроме того, суду были представлены видеозаписи Системы охранного телевидения МЦР, на которых хорошо видно, как в мае 2017 года в Депозитарии общественного Музея члены комиссии Музея Востока проводили опись мемориальных предметов семьи Рерихов из коллекции МЦР. При этом все предметы, опись которых производилась комиссией ГМВ, были подробно идентифицированы в соответствии с перечнем из искового заявления МЦР.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований МЦР, судья Арбитражного суда г. Москвы Д.С.Рыбин подтвердил статус нотариально удостоверенного распоряжения С.Н.Рериха от 22.10.1992 г. как Акта правопередачи, в соответствии с которым Святослав Николаевич Рерих, являясь собственником наследия Рерихов, передал права собственности на это наследие непосредственно Международному Центру Рерихов. Такой вывод был обоснован судом исходя из анализа соответствующего Заключения адвоката Верховного суда Индии Джитендра Шармы от 26.05.2004 г., законность которого была дополнительно проверена в 2018 году г-жой Аша Менон, окружным и сессионным судьей Южного округа Сакет Нью Дели (Индия) в рамках гражданского судебного процесса МЦР против гражданина Индии Кунала Чандра Сумана. Кроме того, Международным Центром Рерихов в материалы судебного дела было дополнительно представлено Заключение судьи в отставке (действующего адвоката) Высокого суда Дели Рекхи Шарма от 08.03.2021 г., которое ранее не было исследовано судебными инстанциями. В этом Заключении г-жа Рекха Шарма пришла к подтверждающему позицию МЦР выводу о том, что «Документ от 22 октября 1992 года осуществил переход права на все имущество Доктора Святослава Рериха, подробно описанному в Завещании от 19 марта 1990 года, в пользу Международного Центра Рерихов. Документ от 22 октября 1992 года, таким образом является Актом правопередачи, посредством которого Доктор Святослав Рерих передал, в качестве лица, совершающего передачу, все свое имущество, подробно описанное в упомянутом Завещании от 19 марта 1990 года, в пользу правопреемника, т.е. Международного Центра Рерихов».
Кроме того, судья Д.С.Рыбин пришел к выводу о возникновении у МЦР права собственности на истребуемые предметы Мемориально-вещевого фонда семьи Рерихов на основании приобретательной давности: «Истец представил доказательства более чем двадцатилетнего открытого добросовестного и непрерывного владения истребуемым имуществом, хранившимся в Музее имени Н.К.Рериха в ранее арендуемых помещениях. Ввиду изложенного, суд пришел к выводу о том, что истец на основании ст. 234 Гражданского кодекса РФ приобретает право собственности на это имущество».
В Решении Арбитражного суда г. Москвы от 15.06.2021 г. также справедливо сказано, что «СФР как и истец являлся/является общественной организацией и Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ “О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации” с Приказом Минкультуры России от 15.01.2019 № 17 “Об утверждении Положения о Музейном фонде Российской Федерации” не относят к федеральной собственности музейные ценности, принадлежащие общественной организации.
Доказательств предъявления к истцу исков в интересах Российской Федерации об истребовании архива Рерихов и/или признания права собственности Российской Федерации на него, а также возражений со стороны Российской Федерации против владения этим имуществом истцом начиная с 1991 года, в том числе при публичном экспонировании истцом в ранее арендуемом им нежилом здании площадью 1.923,4 кв.м по адресу: г. Москва, Малый Знаменский переулок, д. 3/5, стр. 4 предметно-вещевого фонда архива Рерихов, ответчиком в материалы дела также не представлено.
В тоже время ответчиком суду не представлено доказательств, неопровержимо свидетельствующих о том, что он владеет и удерживает истребуемый истцом предметно-вещевой фонд архива Рерихов на законных основаниях. <…>
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что истец приобрел право собственности на истребуемое имущество как в порядке правопередачи, так и в порядке приобретательной давности, в связи с чем имущество подлежит истребованию из чужого незаконного владения ответчика.
На основании изложенного с учетом ч. 1 ст. 65 и ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме».
Подобные глубоко обоснованные судебные решения очень важны для нас, поскольку показывают вопиющую незаконность действий Музея Востока по захвату наследия Рерихов и вселяют надежду на восстановление справедливости. В настоящее время решение суда по возврату МЦР Мемориально-вещевого фонда семьи Рерихов пока не вступило в законную силу в связи с подачей Государственным музеем Востока апелляционной жалобы.
• Письмо Международного Центра Рерихов в Государственный музей Востока от 05.10.2020 г. № 210.
• Ответ Государственного музея Востока от 13.10.2020 г. № 697/1-25.