>СМИ>Геннадий Прохорычев: «Мединский должен покаяться перед Центром Рерихов» // Новые известия
Геннадий Прохорычев
СМИ

Геннадий Прохорычев: «Мединский должен покаяться перед Центром Рерихов» // Новые известия

Геннадий Прохорычев,
Уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области

Российский правозащитник возмущен захватом Музея Рерихов в Москве

Я счастливый человек. Мне довелось общаться с величайшими людьми современности, настоящими патриотами России: дипломатом Воронцовым Юлием Михайловичем, востоковедом Примаковым Евгением Максимовичем, ученым-индологом Шапошниковой Людмилой Васильевной. Всех их объединяет глубокие энциклопедические познания, широкие мировоззренческие позиции, честность, прямота, совестливость, нетерпимость к подлости и фальши, высочайшая интеллигентность, простота в общении и безграничная отдача себя на благо Родины и ее интересов. Все трое стояли у истоков создания общественного Музея имени Н.К.Рериха в усадьбе Лопухиных в Москве.

РОЖДЕНИЕ МУЗЕЯ.

Младший сын Рерихов Святослав Николаевич в 1989 году получает высшие государственные гарантии от первого Президента СССР Михаила Горбачева на создание данного музея в Москве (к этому факту мы еще не раз вернемся). Доверенным лицом Святослава Рериха становится индолог Л.В.Шапошникова, которая подготовила и привезла из Индии наследие семьи, состоящее из картин, буддийских танок и бронзы, семейного архива и философского творческого наследия. Свидетелем волеизъявления С.Н.Рериха, помимо М.С.Горбачева, становится президент Советского Фонда Мира А.Е.Карпов.

Данное мероприятие по возвращению на Родину пяти тонн Рериховского наследия не могло быть осуществлено без поддержки и реальной помощи тогдашнего Чрезвычайного и Полномочного Посла в Индии Ю.М.Воронцова. В последующем Ю.М.Воронцов станет Президентом Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха и будет до ухода из жизни поддерживать, помогать и отстаивать общественную форму музея. Другом и защитником музея стал выдающийся деятель культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев, который писал в 1993 году первому Президенту России Ельцину: «Глубокоуважаемый Борис Николаевич. Я глубоко убежден: культура должна быть в общественном ведении в первую очередь, и во вторую уже ‑ в ведении государства. Не следует разрушать общественную инициативу фонда Рерихов. Ваш Д.С. Лихачев»1. Министры культуры России А.С.Соколов и А.А.Авдеев были лично в музее и высоко оценили деятельность работников и лично Л.В.Шапошниковой по сохранению наследия великой семьи, реставрации памятника культуры 17‑19 вв. «Усадьбы Лопухиных», большой культурной и научной деятельности. Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха за 26 лет работы был отмечен многими государственными и международными наградами в области сохранения культурного наследия. Президент РФ награждает заслуженного деятеля искусств Людмилу Васильевну Шапошникову орденом «Дружбы народов», орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени»…

РАДОСТЬ СОЗИДАНИЯ.

В период становления и развития музея было много радостных моментов. Это и приезд волонтеров со всей страны, в том числе из ближнего и дальнего зарубежья, которые разгребали завалы, выносили мусор, помогали в реставрационных работах. И конечно, открытие первой выставки во флигеле музея. Это проведение концертов и научных симпозиумов, и первый номер журнала «Культура и Время». И первые выставки подлинников картин Рерихов по всей России, и большие общероссийские культурные акции. А самое главное и дорогое, это глаза детей, которые приходили на интерактивные экскурсии в обновленные отреставрированные залы музея, слушали экскурсовода, задавали много вопросов и вдохновленные оставляли свои комментарии в книге отзывов. Это творческая энергия сотрудников и друзей музея, которые верили, что создают КРАСОТУ надолго вне государственных рамок и шаблонов. И конечно, это приход в музей большого, искреннего и честного друга и мецената Бориса Ильича Булочника, который сразу включился в созидательную работу по восстановлению усадьбы Лопухиных.

ГАРАНТЫ ЗАЩИТЫ.

Много было радостного. Разочарования тоже были, но только от нападок некоторых чиновников от «культуры», на которые приходилось тратить время и энергию, чтобы еще раз жестко сказать, не трогайте чужого и не мешайте работать. Но «товарищам» очень плохо спалось, их мучили кошмарные сны, от того, что общественная организация имеет многомиллиардное культурное наследие и царскую усадьбу бояр Лопухиных в пяти минутах от Кремля, которая у них на глазах поэтапно реставрируется и из развалин превращается в лакомый, желаемый «ПРИЗ». В тот исторический период у музея были настоящие друзья, которых еще за глаза называли Ангелами Хранителями музея. Это соратники Л.В.Шапошниковой ‑ Юлий Михайлович Воронцов и Евгений Максимович Примаков, которые понимали высокую роль Культуры, ценность и значимость Рериховского наследия для России и как могли, оберегали, не давая в обиду.

Музей твердо стоял и развивался, пока были живы эти светлые люди, они были ГАРАНТАМИ защиты по исполнению воли Святослава Николаевича Рериха – дарителя наследия. Чиновники в то время покусывали, тявкали, вели подковёрные интриги, но боялись и уважали. И не смели нагло выступать и просить «ПРИЗ», потому что знали, что получат по первое число и останутся с носом.

ЛОЖЬ МИНИСТРА.

Жизнь не бесконечна. Не стало Ю.М.Воронцова, Е.М.Примакова, и министр культуры Мединский, понимая важность момента, что значимых людей нет в живых, и они ему не ответят, наносит существенный удар по музею и пишет донос Президенту страны. Он пишет о якобы сложной ситуации с наследием Рериха и музейным комплексом «Усадьба Лопухиных», которое необходимо спасать. В том числе пишет, что суды неправы, не правильно оценили ситуацию, тем самым не правильно приняли решение по защите государственных интересов. Этим письмом министр культуры РФ ввел в заблуждение Президента, а если говорить своими словами, солгал первому лицу страны. Президент накладывает резолюцию: «Коновалову А.В., Лаврову С.В.Примите меры для обеспечения интересов государства»2.

В ответ на ложь министра культуры Генеральный директор музея имени Н.К.Рериха Шапошникова пишет Президенту Путину письмо, в котором раскрывает правду и просит его остановить правовой беспредел министерства культуры, но ответа от Президента Л.В. Шапошникова не получила. Людмила Васильевна в скором времени уходит из жизни, но успевает сказать поистине пророческие слова: «В нашем государстве становится опасным защищать Культуру…».

Плеяда великих граждан России ушла, оставив после себя, светлую память и общественный Центр-Музей имени Н.К.Рериха, который в 1989 году получил государственные гарантии на неприкосновенность и защиту.

РЕЙДЕРСКИЙ ЗАХВАТ МУЗЕЯ.

И настало время «товарищей» от Минкульта. После такой резолюции Мединский обежал все возможные и невозможные инстанции, показывая, что он прав и надо действовать «по-другому», то есть «по-государственному», в его понимании.

И это «по-другому» началось. Заработал государственный каток, попав под который, вряд ли можно выйти победителем. Суды молниеносно стали принимать решения в пользу государства, начались бесконечные проверки всех мыслимых и немыслимых структур. Федеральные государственные СМИ подключились к травле и стали ажиотажно поливать грязью и демонизировать музей и его руководителей. А формат демонизации у государственной машины отработан четко и сбоев не дает.

Музей суды стал проигрывать, но до апелляции еще далеко и министерство культуры, понимая, что заветный «ПРИЗ» уже близко, а желания обладания этим «ПРИЗОМ» будоражит воспаленное сознание и не дает покоя (многомиллиардное наследие и усадьба Лопухиных в пяти минутах от Кремля) принимает решительные действие по вооруженному (рейдерскому) захвату музея. Тем самым создает ситуацию, правового беспредела (как в девяностых), но с оговоркой, на государственном уровне с подключением всех силовых возможностей. И вот накануне праздников, 7 марта более 60 силовиков в масках с оружием захватывают музей и вывозят более 200 картин в неизвестном направлении. Подобная силовая акция повторяется перед майскими праздниками 28 апреля. Люди в черном под руководством директора Государственного музея Востока захватывают музей, вытесняет сотрудников, охрану усадьбы и опечатывает музей.

Заметьте, все это происходит ночью, накануне праздников, чтобы было время подчистить свое грязное дело и подготовить официальное информационное сообщение для «народа». На самом деле, в этом ничего нового нет, все было сделано в лучших традициях НКВД тридцать седьмого года.

КЛЕВЕТА ОФИЦИАЛЬНЫХ СМИ.

Все, дело сделано. Теперь необходимо реабилитировать свои действия и дать «правильную» правовую оценку осуществленных действий в официальных, государственных СМИ для «народа». По мановению волшебной палочки в одночасье общественная, культурная, неправительственная организация, отмеченная за свою деятельность по сохранению культурного наследия международными и государственными наградами, превратились в центр экстремизма, фашизма, тоталитарную секту, музей стал центром оккультизма по отмыванию ворованных денег и подготовки государственного переворота и еще черт знает чего. А все действия Минкульта законны и были не случайны, только лишь для защиты наследия по обеспечению государственных интересов.

Вывод напрашивается сам собой. По логике министерства культуры и государственных СМИ, чета Горбачевых, Ю.М. Воронцов, Е.М. Примаков, Д.С. Лихачев, Л.В. Шапошникова, А.Е. Карпов, министры культуры А.С. Соколов и А.А. Авдеев, а также тысячи граждан, создали и поддерживали все это время в центре Москвы под боком у Кремля не культурный центр, а организацию, подрывающую основы конституционного и государственного строя.

На все обращения граждан (а их были тысячи) в различные структуры: Прокуратуру, МВД, СК РФ, ОП РФ, ОНФ, администрацию Президента, руководителям фракций в ГД РФ ‑ ответа или не было, или была формальная отписка, звучащая как мантра: «Все действия государство осуществляет в рамках уголовного дела и вообще, это спор хозяйствующих субъектов».

Единственные кто посмел встать на защиту музея и высказал свою позицию, это тысячи порядочных граждан современной России, люди из ближнего и дальнего зарубежья. А из всех правозащитных организаций свою правовую и гражданскую оценку действиям Минкульта дал лишь Совет по правам человека при Президенте РФ. За что им огромная благодарность. И конечно, благодарность прямому свидетелю основания музея, председателю попечительского Совета Центра-Музея имени Н.К.Рериха, трехкратному чемпиону мира по шахматам, депутату Государственной Думы от политической партии «Единая Россия» Анатолию Евгеньевичу Карпову.

КТО УПОЛНОМОЧИЛ?

Вы спросите, кто Вас уполномочил заявлять? Скажу прямо: «Деды, которые в такой страшной войне даровали нам мирное небо, детский дом, в котором я воспитывался с братом, учителя, которые учили справедливости, четверо моих детей, которых надеюсь воспитать настоящими и честными гражданами нашей страны, тысячи детей, перед которыми я выступаю и говорю, что они живут в самой лучшей стране мира, журналисты, которые предоставляют информацию честно и не боятся говорить правду, Россия, которую люблю, совесть и честь, которой не желаю размениваться».

Поэтому на душе горькая обида и справедливый гнев от того, что человек, возглавляющий министерство культуры, прикрывается государственными интересами, напропалую лжет Президенту, и ему это сходит с рук. Больно и страшно от того, что высшим правом в государстве, является так называемое «телефонное право». Страшно от того, что государство ВСЕГДА право, а общественная организация не имеет равных прав на защиту. Больно от того, что Президент страны говорит о поддержке общественных инициатив и развитие гражданского общества, а на деле происходит все наоборот, или создается видимость кипучей деятельности.

Горько и больно от того, что Великие сыны России: Ю.М.Воронцов, Е.М.Примаков и Л.В.Шапошникова ‑ всей своей многогранной жизнью отстаивающие интересы страны, создали великолепный общественный культурный проект на постсоветском пространстве (Центр-Музей имени Н.К.Рериха), подтвердив тем самым, что музей в формате общественной организации возможен, теперь растоптаны в грязи и приравнены к людям, которые целенаправленно разрушали конституционный и государственный строй, посредством создания тоталитарной секты, отмывающей наворованные деньги. Стыдно от того, что ангажированные журналисты государственных каналов непрофессионально, а главное лживо подавали информацию для «народа» о ситуации вокруг музея. И многое чего еще БОЛЬНО, ГОРЬКО, СТРАШНО и СТЫДНО…

ГРУСТНЫЕ ВЫВОДЫ.

Все это мне дает право заявить, что в нашем государстве что-то происходит не то. Не может государство сделать национальной идеей ложь и патриотизм для «народа», а «вершители судеб» под ложным пониманием «защита государственных интересов» будут творить, что вздумается. Не может государство идти по пути глухослепонемых не слышащих, невидящих и непонимающих своих граждан, которые надеются, что их услышат, поддержат и помогут. Не может и не понимать, что так дальше нельзя и надо срочно что-то делать во имя России и ее будущего.

ЭПИЛОГ.

И что же в остатке? А в остатке как ни странно наши с Вами Дети. Да, Вы не ослышались, именно ‑ Дети. Дети наше будущее, как многие твердят с высоких трибун, но это будущее не сможет стать тем будущим, о котором мы так мечтаем. Потому что в настоящем, вместо правды пока побеждает ложь, а честь подменяется подлостью, изворотливостью и предательством. Двойных стандартов в вопросах совести и воспитания быть не может, иначе получится как в сказке Г.Х. Андерсена «Новое платье короля», лишь один ребенок закричал: «А король-то – голый!».

Вот чтобы этого не случилось, и новое поколение с презрением и брезгливостью не отвернулось от нас и не смеялось над нами, погрязших во лжи, подлости и формализме, выход есть.

Министру культуры необходимо, прежде всего, искренне от всего сердца покаяться, признать, что совершил грубый проступок. Набраться смелости и рассказать честно Президенту, что солгал тогда в письме о ситуации с музеем Рериха, что попутал черт, что очень хотелось получить «ПРИЗ» в виде многомиллиардного наследия и отреставрированного без единой копейки бюджетных денег усадьбу Лопухиных, что не правильно понимал формулировку «защита государственных интересов» и готов исправить, что натворил, и нести персональную ответственность за содеянное.

Вот это удел настоящего мужчины и государственника. Трудно признаться, что солгал, трудно повернуть «каток» государственной машины вспять, но ради ПРАВДЫ и СПРАВЕДЛИВОСТИ можно и нужно. И тогда у России, возможно, будет надежда на будущее.

ПОСТСКРИПТУМ.

Я точно знаю, нет, я уверен. Наследие Рерихов и усадьба Лопухиных будут возвращены общественной организации, потому что в 1989 году Святослав Рерих, передавая наследие семьи, получил государственные гарантии на создание общественного музея имени его отца Н.К.Рериха. Гарантии на защиту и поддержку от высшего руководства самой большой страны мира ‑ СССР, а правопреемником того государства стала Россия, которая выполнит взятые на себя обязательства и сделает все возможное, чтобы подобного не повторилось.

Поэтому жизнь и многогранная деятельность наших поистине Великих соотечественников дипломата Ю.М.Воронцова, востоковеда Е.М.Примакова, ученого-индолога Л.В.Шапошниковой, которые сделали, так много для России была не напрасна, и защита государственных интересов, как это понимали они, будет понята правильно государственными мужами современной России.

Опубликовано:
Новые известия. 17.05.2017
Эхо Москвы. 19.05.2017