>Общественность>Статьи>Надежда Лебедева. Фанфары звучали фальшиво: нерадостная радость «предоткрытия»
«Сувенирный» флаг России вместо Знамени Мира
Статьи

Надежда Лебедева. Фанфары звучали фальшиво: нерадостная радость «предоткрытия»

Наше поколение еще застало многочасовые партийные съезды: в эти дни по телевизору можно было увидеть ряд немолодых людей с одинаково свирепым, по-другому и не скажешь, выражением лиц. Возникало оно, видимо, при напряженных попытках изобразить внимание к тому, что и самому-то оратору было не нужно и не интересно. Как эхо из этого далекого прошлого, один в один такие же лица можно было наблюдать в президиуме на открытии нового «Государственного музея Рерихов», которое состоялось 6 октября 2017 года в усадьбе Лопухиных. Хотя и выступления там были не многочасовые – всего-то минут по 5-10. Почетный гость «оттуда», как скромно себя охарактеризовал докладчик Ростислав Рыбаков, начал говорить о радости, запнулся, покосившись на мрачного А.Бондаренко, сидящего в полуметре от него, но, чтобы не сбиться, продолжил вещать. А тот в течение всего «радостного» мероприятия что-то писал – и вряд ли стенографировал коллег.

Концентрация неправды

По законам жанра на мероприятии не могла не прозвучать ложь, причем с первых же минут. По словам Т.Мкртычева, в этот день, оказывается, сбылась мечта С.Н.Рериха о музее. О том, что С.Н.Рерих больше всего не хотел подчинения создаваемого им общественного Музея имени Н.К.Рериха Музею Востока, выступающий предпочел благоразумно умолчать. И разве не существовало общественного Музея Великой Семьи, который успешно работал целых 26 лет? «Подчеркивая значимость события», из Министерства культуры не приехал ни министр Мединский, ни один из его заместителей. Дело ограничилось директором департамента культурного наследия.

Интересный момент: Т.Мкртычев, передавая микрофон А.Лосюкову, поздравил его с официальной регистрацией Национального Рериховского Комитета (НРК), и тот спорить не стал. Но на другой день обмолвился, что еще месяца полтора будут обсуждать Устав. Примечательно, что добровольного пресс-секретаря НРК Е.Турлея сразу же после создания НРК многие спрашивали о конкретных делах НРК. Международный Центр Рерихов (МЦР) ведь за это время и то подготовил, и это… На что получали ответ: «Ну, мы же только начинаем свою деятельность!» Спустя два года, собственно, ничего не изменилось. И это представители общественности, которые, со слов Мкртычева, с энтузиазмом помогут ему в работе. Прежняя общественность при МЦР была какая-то неправильная, и вот наконец!..

«Се, оставляется вам дом ваш пуст…» [1]

Попытавшись изгнать из музея «сектантскую» Живую Этику, чиновники, возможно, даже не предполагали, что хлынет в образовавшуюся пустоту. Познакомимся с теми, кто был приглашен на мероприятие. Нина Зальцман из Израильского рериховского общества, у которой в организации все и от всех «принимают» послания, причем это в дополнение к «Нектару Жизни» от главного медиума Аарона Котляра. В.Шилов – такой же контактер с целым ченнелинговым сайтом, который он заполняет вдвоем с матерью. Оказалось, что к этой компании готово примкнуть и одно из официальных лиц НРК – Е.М.Егорова, обозначенная на сайте Национального Рериховского комитета [2] как одна из возможных кураторов их «аналога» ОНЦКМ МЦР. Смотрите, какие открытия она сделала в своем выступлении: «…Только вот сейчас начинается новая стадия такого действительно серьезного научного исследования мировоззрения, которое лежит в основе и деятельности Рерихов.., которая лежала в основе и теософии, как мы все знаем, и в Учении Храма, и в основах Учения Живой Этики, и в Гранях Агни-Йоги, и, кроме того, оно же, собственно говоря, сейчас выражается и в других записях, которые принимаются из того же, в общем, Источника, и надо вообще давать отчет, что не нужно абсолютизировать никакой из Источников, которые являются, в общем, выражением разными формами этого мировоззрения» [3].

Напомним, что и Ю.Н.Рерих, и Л.В.Шапошникова [4] четко указывали: в ближайшие 200-300 лет никаких продолжений Учения не будет – претворить бы в жизнь Живую Этику.

Невеселое сравнение

Еще небольшой штрих, но говорящий о многом. Бывает, что в фойе Дома культуры перед началом основного концерта публику развлекает духовой оркестр, на который никто особого внимания не обращает. На «госмузейное торжество» пригласили квинтет, исполнявший серьезную, хотя почему-то очень печальную музыку. Для радостного «предоткрытия» (термин Тиграна Мкртычева) это было странно. Хотя, впрочем, даже если бы в этот день в захваченной Усадьбе присутствовали фанфары – наверняка они прозвучали бы фальшиво…

Звукозаписывающие устройства в зале наверняка были расположены недалеко от исполнителей, но почему-то голоса посетителей почти полностью заглушали музыку. Скорее можно было разобрать подробности из личной жизни приглашенных на мероприятие, чем мелодию. Кто-то сидел вполоборота, кто-то входил-выходил… Такое поведение – тоже показатель культуры, вернее, ее отсутствия. В интернете можно без труда найти записи многочисленных концертов в Международном Центре Рерихов и просто сравнить.

Не «простота», а холод равнодушия

На какую же выставку под названием «Свет с Востока» пригласили собравшихся? Милана Миронова радовалась, что наконец видит «просто картины» среди пустых стен, как в ГМВ, как в любом другом музее [5]. Есть чем гордиться! Развесить картины по галерейным правилам сможет и первокурсник любого профильного ВУЗа, а вот создать композицию, воздействующую на самые сокровенные струны сердца, подчеркивающую и без слов поясняющую ГЛАВНОЕ в творчестве Мастера, – для этого нужно по меньшей мере любить и понимать его творчество. Именно любовь и какое-то необъяснимое, но вполне ощутимое, душевное тепло отличали атмосферу в общественном Музее имени Н.К.Рериха от холода и равнодушия нынешнего «огосударствленного». А чему удивляться – в первом случае люди трудились не по чьей-то указке, не по разнарядке, а свободно и с любовью. В частности, и по этой причине Святослав Николаевич Рерих хотел, чтобы в Усадьбе Лопухиных был общественный Музей, а не еще один вариант ГМВ.

Помню, как мы приезжали в Музей от самой границы России, платили за билет на выставку 200 или 300 рублей. Любой человек имел возможность посмотреть картины. Сейчас жителю села, очевидно, придется везти с собой всех земляков, да еще предварительно договариваться по телефону – иначе просто не пустят… Причем еще два года назад на коллегии Министерства культуры предлагалось существенно повысить цены на билеты: «Музеи должны зарабатывать!» Не факт, что если когда-нибудь, паче чаяния, ворота в Усадьбе Лопухиных откроются, эти самые «простые россияне» смогут попасть в новоявленный Госмузей еще и по этой прозаической причине – дорого!

Всего один вопрос разрушителям

А итог такой: полгода назад в центре Москвы был Музей, куда в любое время (конечно, в часы работы) мог прийти любой желающий. Открыть «новый госмузей» на месте разрушенного Мкртычев и Седов обещали еще 12 мая. Сейчас середина октября, а картины по-прежнему за решеткой, люди их видеть не могут. Грубо вмешавшись в работу общественного Музея, на его месте, по сути, захватчики не создали ничего. ЗА ПОЛГОДА. За этот срок подготовлено какое-то загадочное «приоткрытие», то бишь «предоткрытие», и наскоро собранная выставка, да и то на нее пускают, как в тюрьму или в запретную зону, – по пропускам, организованными группами. Когда будет свободный вход, как в общественном Музее имени Н.К. Рериха, – даже в предположительном варианте не говорится. Вот такая «популяризация наследия Рерихов», которая, по мнению Минкульта, в МЦР была не на должной высоте. Декларируется, что все это сделано ради блага россиян, которые сейчас не могут даже приблизиться к картинам.

Начиная с мая, Тигран Мкртычев, теперь уже директор «госмузея», во всех интервью сообщал, что теперь-то начнется популяризация Наследия Рерихов «для широкой публики», в противовес прежней, якобы недостаточной популяризации его в МЦР. И вот недавно на робкий вопрос, причем от сторонника ГМВ: «Когда же все-таки можно будет посмотреть картины, если на открытие мне приглашения не досталось?..», прозвучавший в одном из интернет-обсуждений, – ответ последовал только от другого участника группы, понимающего всю бесперспективность нового проекта: «Слушайте Тиграна, это не для всех, а для широкой публики». По факту, на месте общественного Музея имени Н.К.Рериха за уже долгий срок, прошедший со времени его захвата, не возникло НИЧЕГО.

Господа чиновники, прекрасно работавший Музей вами разрушен. А зачем?

15.10.2017


Для справки:

А.В.Седов – Генеральный директор Государственного музея Востока.

Т.К.Мкртычев – заместитель Генерального директора Государственного музея Востока по научной работе, директор филиала «Музей Рерихов».

А.А.Бондаренко – директор Санкт-Петербургского Музея-института семьи Рерихов.

А.П.Лосюков – президент Национального рериховского комитета (НРК)

Р.Б.Рыбаков – индолог, директор Института востоковедения РАН в 1994-2009 гг.

М.Ю.Миронова – бывший научный сотрудник Государственного музеяВостока.


[1] «Евангелие от Матфея», 23-38
[2] Начал работать семинар НРК // Общественно-государственный диалог «Наследие Рерихов» (офиц. сайт). Режим доступаhttp://xn—-7sbhgebbvdxuvxbg8e.xn--p1ai/86-novosti/211-nachal-rabotat-seminar-nrk
[3] Выступление на круглом столе Егоровой Е. М., члена Управляющего Совета НРК // Государственный музей Рерихов. Вехи развития (офиц. группа в Facebook). Режим доступа:https://www.facebook.com/1965108143731488/videos/1992771347631834/
[4] О «продолжениях» Учения Живой Этики // Ярославское Рериховское общество «Орион» (офиц. сайт). Режим доступаhttp://yro.narod.ru/raspoznanie/prodolg.htm
[5] Впечатления посетителей выставки «Свет с Востока», ГМР, 6.10.2017 // Живая Этика в мире (офиц. канал на Youtube). Режим доступаhttps://www.youtube.com/watch?v=-cYBEuBkCBM