«Все знают, что Свет и тьма, о которых говорится, вовсе не отвлеченность. Это не только действительность, но даже очевидность, доступная каждому глазу. Здесь на земле, в труде и борении мы видим служителей Света. <…> Здесь, в жизни, мы научаемся приемам шествия Света, а также убеждаемся в мрачной согласованности темных легионов».
Николай Рерих
Члены нескольких Украинских общественных организаций направили «Открытое письмо» Председателю Правительства РФ Медведеву Д.А. в защиту Международного Центра Рерихов» [1]. В нем была четко изложена наша позиция о недопустимости действий высоких чиновников Министерства культуры, направленных на разрушение Международного Центра Рерихов и его общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Эти действия, свидетелями которых мы являемся многие годы, в последнее время активизировались еще больше. Теперь они декларируются как создание из фондов общественного музея филиала Государственного музея Востока, причем в Усадьбе Лопухиных, которую МЦР без копейки бюджетных средств отреставрировал усилиями и средствами общественности.
В нашем письме было сказано, что все происходящее противоречит принятой Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 Государственной культурной политики [2].
Именно Россия впервые в своей истории и первая в мире страна обозначила приоритет культурного развития как «основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны». Именно в России Государственная культурная политика «признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
В этом документе поставлена задача формирования гармонично развитой личности и укрепления единства российского общества для дальнейшего расцвета государства путем культурного развития.
Среди задач государственной культурной политики указывается также необходимость создания условий для «свободы творчества и невмешательства государства в творческую деятельность», «создание условий для образования и деятельности НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ИНСТИТУЦИЙ, поддержка благотворительности и меценатства». И даже предлагается «делегирование части полномочий по управлению сферой культуры ОБЩЕСТВЕННЫМ ИНСТИТУТАМ».
И вот Министерство культуры, которое должно было бы способствовать выполнению этого Президентского Указа, открыто пытается уничтожить общественную организацию Международный Центр Рерихов, пресечь его «творческую деятельность». Об этом говорят инициированные им несправедливые судебные решения, постоянные прокурорские проверки и недавняя передача Усадьбы Лопухиных в оперативное управление Музею Востока. Руководство Минкульта РФ пытается ликвидировать именно тот общественный институт, который опытом своей жизни и деятельности доказал жизненность общественных культурных инициатив, так необходимых для реализации государственной культурной политики.
Наше письмо, отправленное 30.11.2015, к сожалению, к господину Медведеву так и не попало. В ответ на него мы уже 01.12.2015 получили отписку чиновников из отдела по работе с обращениями граждан о том, что наше обращение направлено для ответа в Минкультуры России. И это несмотря на то, что в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в ст. 8 п. 6 четко сказано: «Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется» [3]. А мы как раз «обжаловали» действия Министерства культуры
Из Министерства культуры пришел ответ на наше письмо, который поверг нас, мягко говоря, в изумление. Начинался он, как и принято, с обращения к адресату, только было оно весьма своеобразным: «Уважаемый Наталья Леонидовна». Ну, допустим, имя можно было и перепутать: «Подумаешь: Татьяна или Наталья – не все ли равно?!» Но определить, что эта «Наталья» – «уважаемый», то есть мужского рода, это уже слишком!!! С нашей точки зрения, высказывать такие предположения в официальном письме, это прямое оскорбление личности! Тем более в ответе Министерства культуры!!!
Содержание же самого письма повергло нас в еще большее недоумение. Так и хочется спросить: а читали ли те, кто готовил ответ, наше письмо? Ответ, подписанный господином Рыбаком, к нашему письму никакого отношения не имеет. Как говорят в Украине: «В огороде – бузина, а в Киеве – дядька!» Мы сначала думали, что ответ адресован не нам, что господин Рыбак отвечает кому-то другому, кто о чем-то просил Министерство культуры и Государственный музей Востока. Ибо мы у них ничего не просили для Международного Центра Рерихов. И тем более «с учетом апелляционного определения Мосгорсуда от 20.06.2014 г.», которое, несмотря на волю Святослава Николаевича Рериха и имеющиеся документы, подтверждающие его распоряжения, отрицает правопреемственность МЦР на наследие Рерихов. Мы просили Председателя Правительства РФ Дмитрия Анатольевича Медведева о следующем:
1. Выполнить обзательства, данные Правительством СССР С.Н. Рериху при передаче наследия в Россию относительно нахождения общественного Музея МЦР в Усадьбе Лопухиных.
2. Принять меры по сохранению за Международным Центром Рерихов и его общественным Музеем имени Н.К. Рериха усадьбы Лопухиных на прежних условиях: долгосрочной и безоплатной аренды.
3. Остановить судебные преследования МЦР Министерством культуры РФ и прекратить его притязания на наследие Рерихов.
В своем Обращении к Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву мы выражали надежду, на то, что «для выполнения воли великого сына России – Святослава Рериха и поддержания Международного Центра Рерихов, реально работающей и пользующейся международным признанием организации, у государства найдутся и ВОЗМОЖНОСТИ, и ДОБРАЯ ВОЛЯ. И мы верим, что с Вашей помощью, наконец, восторжествует справедливость, и Международный Центр Рерихов получит реальную поддержку государства».
Но чиновники Аппарата Правительства Российской Федерации распорядились нашим Обращением к Д.А. Медведеву по своему разумению (или по чьей-то подсказке?). И из-за их, мягко говоря, халатности ответа по существу мы так и не получили. И это – опять-таки в нарушение Закона РФ [4], в котором в ст. 5 сказано: «При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право <…> получать письменный ответ по существу [5]».
Круг замкнулся. Но пусть господа-отписчики не думают, что таким образом они остановят борьбу в защиту законных прав общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха.
Не дадим надругаться над волей Святослава Николаевича Рериха!
Отстоим общественный статус Музея!
Татьяна Надточий,
Председатель ХОО «Культурный Центр имени Н.К. Рериха»,
писатель, член Всеукраинского Творческого Союза
«Конгресс литераторов Украины», г. Харьков, Украина.
________________________________
[1] Электронный ресурс: http: //roerich.scana.com.ua
[2] Электронный ресурс: http: //www.garant.ru
[3] Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Электронный ресурс: http: //base.consultant.ru
[4] Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Электронный ресурс: http: //base.consultant.ru
[5] Там же