>Позиция МЦР>Экстремизм в культуре по заказу Минкульта. Вице-президент Международного Центра Рерихов А.В. Стеценко о ситуации вокруг общественного Музея имени Н.К. Рериха
Общественный Музей имени Н.К. Рериха
Позиция МЦР

Экстремизм в культуре по заказу Минкульта. Вице-президент Международного Центра Рерихов А.В. Стеценко о ситуации вокруг общественного Музея имени Н.К. Рериха

Новость о проведении Министерством юстиции РФ внеплановой проверки Международного Центра Рерихов (МЦР) на предмет наличия в его деятельности признаков экстремизма вызвала шок у многих, кто знает нашу организацию и ее деятельность. И это понятно. Тем, кто следит за культурной жизнью страны, хорошо известны международные культурные проекты нашей организации и в особенности последний – «Пакт Рериха. История и современность», направленный на популяризацию миротворческой идеи Николая Рериха «Мир через Культуру», заложенной в его знаменитом Пакте – первом международном договоре об охране культурных ценностей, который является основой всей деятельности ЮНЕСКО. C 2012 года он прошел в 46 городах 17 стран мира, в 115 городах России и был поддержан Министерством иностранных дел РФ, Россотрудничеством и ЮНЕСКО. Самую высокую оценку проекту дали Генеральный секретарь ООН г-н Пан Ги Мун и Генеральный директор ЮНЕСКО г-жа Ирина Бокова. И вдруг – проверка на экстремизм?!

Но для МЦР, закаленного в боях за само свое существование, данная проверка не стала чем-то неожиданным. В распоряжении Минюста России от 25.04.2016 г. № 634-р говорилось, что «проверка проводится с целью исполнения требования Министерства культуры Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 4473‑01‑51‑ВА». Данное требование направил первый заместитель министра культуры В.В. Аристархов, который сразу же после того, как занял этот высокий пост, начал деятельность, направленную на разрушение МЦР и его общественного Музея, изъятие у них наследия Рерихов, переданного его собственником С.Н. Рерихом, и выселение из усадьбы Лопухиных, воссозданной без привлечения государственного финансирования.

Эти сомнительные с точки зрения закона, этики и нравственных норм задачи оказались настолько неподъемными для министра и его первого заместителя, что им пришлось прибегнуть к излюбленному приему всех нарушителей закона: «Если нельзя, но очень хочется, то можно…».

Судите сами. Возможно ли легальным путем, будучи законопослушным гражданином, отобрать у МЦР наследие Рерихов, которое было ему передано самим владельцем? Нет. Даже если отменить решение Хамовнического суда 2011 г., признавшего МЦР наследником С.Н. Рериха. Даже несмотря на то, что на распоряжении С.Н. Рериха, гражданина Индии, от 22.10.1992 г., которое он сделал спустя два года после составления завещания в пользу Советского Фонда Рерихов (СФР) и заверил у индийского нотариуса, отсутствовала вторая подпись свидетеля. Так как собственник наследия С.Н. Рерих в этом распоряжении ясно выразил свою волю, назначив МЦР правообладателем переданного в СФР наследия. На основании закона Индии его распоряжение является документом правопередачи, согласно которому МЦР приобрел еще при жизни С.Н. Рериха права собственности на переданное им в СФР наследие. Ведь СФР не являлся его собственником, а распоряжался им на основании доверенности владельца.

Как можно стремиться разрушить общественную организацию, которая на протяжении 20 с лишним лет успешно ведет работу по сохранению и популяризации в России и мире наследия Рерихов, нашего национального достояния, при этом не получая из государственной казны ни копейки?! Как можно чиновникам нарушать распоряжения Президента РФ, обязательства государства, данные С.Н. Рериху, и ранее принятые правительственные решения?! Как можно столь цинично относиться к энтузиазму и бескорыстному труду своих сограждан, которые, не жалея ни времени, ни сил, ни средств, оказывали МЦР помощь в восстановлении усадьбы Лопухиных и созданию в ней уникального общественного Музея имени Н.К. Рериха, как того желал Святослав Рерих, передавший для этой цели из Индии в Россию наследие своих родителей?! Как можно передать строения усадьбы, в которых размещается общественный Музей МЦР, в оперативное управление другому учреждению – Государственному музею Востока (ГМВ), который на протяжении всей нашей истории пытался выселить Музей и МЦР из усадьбы?

Оказывается, все это возможно, если ловкие чиновники, привыкшие обходить все законы и трактовать их в свою пользу, будут прикрываться защитой интересов государства. Так, г-ну Пирумову, заместителю министра культуры, который сейчас находится под следствием за расхищение государственных средств, выделенных на реставрацию объектов культуры, в рекордно короткий срок удалось обеспечить передачу трех строений усадьбы Лопухиных, в которых размещен общественный Музей имени Н.К. Рериха МЦР, из муниципальной собственности в федеральную с последующей передачей их в оперативное управление ГМВ, который сразу же начал процедуру выселения МЦР из усадьбы. А его коллега, г-н Аристархов, за три года пребывания на посту первого заместителя министра, провел колоссальную работу, направленную на дискредитацию культурной деятельности МЦР в глазах всего руководства и правительства страны, представляя нас организацией, которая находится в постоянном противостоянии власти. При этом высокопоставленный чиновник не гнушался использовать откровенно неадекватные и клеветнические письма неких лиц, указавших фальшивые адреса своего проживания. Так, к своему письму от 22.10.2014 г. № 9388‑01‑54/кР‑ВА к заместителю министра внутренних дел М.Г. Ваничкину с просьбой проверить МЦР на предмет противоправной деятельности он приложил послание некоего В.П. Литвинова: «2014 год объявлен в России годом Культуры, но какое возрождение Культуры может быть, если в столице России в «МЦР» столько лет процветают откровенный криминал, коррупция и надругательство над именем и памятью великой семьи Рерихов? Если под прикрытием высокого имени Рерихов ведется самая низкая и откровенная антикультурная и антигосударственная деятельность?

Также информирую Вас, что я неоднократно общался с представителями «МЦР» и подконтрольных ему «рериховских» обществ и заявляю, что они настолько же опасны для государства по степени своего фанатизма, агрессивности и слепого подчинения своему «гуру», как и те боевики, что устроили недавно кровавый беспредел и переворот в Киеве.
Если завтра Шапошникова Л.В., по какой-либо причине, например, из-за желания сохранить контроль над Наследием, даст команду своим последователям-сектантам взяться за «коктейли Молотова» или оружие, то они вполне могут выполнить и этот приказ. И это обернется непредсказуемыми последствиями для нашего государства и общества!
А всю тяжесть ответственности понесут те чиновники, которые сегодня игнорируют обращения граждан и не предпринимают действий и ликвидации международной секты «МЦР»».

Чем не донос в духе середины 1930-х годов прошлого века, когда власть расправлялась с неугодными ей лицами и организациями? Сегодня второе десятилетие XXI века, а сознание чиновника, который дал ход этой фальшивке, осталось тем же. То, что это фальшивка, подтверждает и тот факт, что гражданин В.П. Литвинов никогда не проживал по указанному в доносе адресу.

Не получив ожидаемого эффекта от отмены решения Хамовнического суда, признавшего МЦР наследником С.Н. Рериха, первый заместитель министра культуры В.В. Аристархов натравливает на МЦР в 2015 г. прокуратуру. Вскоре после посещения Генеральным директором ЮНЕСКО г-жой Ириной Боковой общественного Музея имени Н.К. Рериха, от которого она была в восторге, начинается проверка МЦР на основании информации, полученной от группы неизвестных лиц, которые утверждали, что МЦР готовит несанкционированный вывоз наследия за границу с целью его продажи. Понятно, что и этот донос на организацию оказался ложным. Но г‑н Аристархов на этом не успокоился. В августе он вновь пытается вызвать недоверие к нашей организации и с этой целью обращается в Генеральную прокуратуру РФ (письмо от 08.07.2015 г. № 9961‑01‑54‑ВА) с просьбой «проверить законность владения МЦР культурными ценностями, <…> находящимися в его фактическом владении». При этом не упускает случая вновь запустить «утку»: «Учитывая значительную задолженность МЦР по коммунальным и арендным платежам (порядка 20 млн. рублей), не исключена возможность реализации МЦР на внутреннем рынке произведений Рерихов». Да, задолженность за аренду зданий усадьбы Лопухиных у МЦР перед правительством Москвы действительно имелась, но она к этому времени, благодаря мэру Москвы С.С. Собянину, была уже списана. А вот задолженностей за коммунальные платежи у нас никогда не было. Тем не менее, на основании этого обращения Хамовническая межрайонная прокуратура с августа по декабрь прошлого года провела еще четыре проверки нашей организации, но так и не пришла к выводу, что наследие Рерихов в МЦР находится незаконно.

Чтобы снять все обвинения в хищении наследия и его ненадлежащем хранении, МЦР допустил комиссию Министерства культуры к проверке всех хранилищ и депозитария Музея, хотя в соответствии с Законом проверке Минкульта может подлежать только та часть музейных ценностей, которая, как в нашем случае, поставлена на учет в негосударственную часть Музейного фонда РФ. В результате комиссия обнаружила и отметила в своих актах весьма достойные условия хранения музейных предметов как на постоянной экспозиции Музея, так и в его хранилищах, что соответствует всем нормам, установленным Министерством культуры для государственных музеев. Были также отмечены надежные условия их охраны. Не было выявлено ни одной утраты музейных предметов при проверке учета. Вместе с тем, сотрудники Минкульта отметили в акте проверки отдела учета ряд недостатков, которые не являются критическими и могут иметь место во многих государственных музеях. В итоге в предписание прокуратуры по результатам проверки на предмет законности нахождения в МЦР наследия Рерихов были включены только недостатки, выявленные чиновниками Минкульта при проверке отдела учета. Но ведь в предписании об устранении выявленных нарушений и должны включаться требования по их устранению, поэтому в предписании прокуратуры отсутствуют положительные моменты, связанные с надлежащим хранением наследия и его охраной, о чем свидетельствуют акты проверки постоянной экспозиции Музея и фондохранилищ. Мы благодарны сотрудникам Министерства за указанные недостатки в работе с учетом наследия и будем их устранять, но, повторяю, они не являются критичными. Прокуратура, учитывая, что МЦР обладает документами собственника наследия, подтверждающими, что оно было передано ему С.Н. Рерихом, не смогла сделать вывод о том, что наследие в МЦР находится незаконно. И что же делает Аристархов? Не достигнув своей цели с помощью этой проверки, он начинает распространять информацию о якобы ненадлежащих условиях хранения в МЦР наследия Рерихов и вновь клеветать на организацию. Так, в своем письме от 20.04.2016 г. № 376‑01‑18‑ВА на имя депутата Государственной думы Н.Н. Гончара он пишет: «На текущий момент есть обоснованные опасения за сохранность и доступность музейных коллекций, находящихся в распоряжении МОО «Международный Центр Рерихов» (МЦР).

<…> МЦР не имеет правовых оснований на владение культурным наследием, переданным С.Н. Рерихом Советскому Фонду Рерихов и находящимся на данный момент в распоряжении МЦР.

Прошедшая в декабре 2015 года проверка Хамовнической прокуратурой фондов музея МЦР выявила многочисленные нарушения в учете и хранении музейных коллекций. <…> Доступ к коллекциям и фондам не прозрачен.

Фактически богатейшая коллекция наследия семьи Рерихов оказалась в распоряжении ограниченного круга лиц (часть из которых иностранные), которые распоряжаются ею по собственному усмотрению. В то время как, согласно уставу Советского Фонда Рерихов, наследие было передано всему советскому народу. Существуют явные предпосылки для хищения культурных ценностей».

Поражаюсь цинизму высокопоставленного чиновника Министерства культуры! Со всей серьезностью он необоснованно обвиняет МЦР в создании «предпосылок для хищения культурных ценностей», в то время как в подчиненном ему направлении всеми правдами и неправдами пытаются уйти от ответственности и скрыть хищение шести картин из коллекции С.Н. Рериха, находящейся в настоящий момент в Государственном музее Востока, и г-ну Аристархову об этом хорошо известно.

Не получив от прокуратуры желаемого, он начинает следующий этап кампании по дискредитации МЦР, пытаясь представить нашу организацию и ее руководство антагонистами власти. Так, в своих письмах к председателю Комитета по культуре Государственной Думы С.С. Говорухину, депутату Государственной Думы В.В. Бортко и многим другим представителям власти он под копирку приводит один и тот же текст: «вызывает озабоченность системная последовательная антагонистическая позиция руководства МЦР органам власти, направленная в том числе на поддержание активного противостояния рериховской общественности государству». Цель данной лжи в адрес МЦР и его руководства – пресечь любую возможность оказания помощи нашей организации, противостоящей разрушительным действиям руководства Минкульта. И надо признать, что усилия г-на Аристархова не пропали даром.

Стараниями первого заместителя министра с марта по начало июля 2016 г. МЦР был подвергнут девяти внеплановым проверкам: со стороны ИФНС России № 4 по г. Москве (дважды), Госинспекции труда, Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости в Москве, Хамовнической прокуратуры, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Пробирной палаты и Ростехнадзора.

Апофеозом ненависти В.В. Аристархова к МЦР стало его обращение в Минюст России с требованием провести проверку на предмет «выявления наличия (отсутствия) признаков деятельности Организации в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента» и «выявление наличия (отсутствия) в деятельности Организации признаков экстремизма».

Из Акта проверки:

«Согласно официальным отчетам, а также материалам, представленным в ходе проверки Организацией, за проверяемый период Организацией осуществлялись следующие основные направления деятельности:

– в рамках деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха проводились экскурсии, музыкальные вечера, дни культуры, вечера памяти, мастер-классы по живописи, сменные выставки в выставочных залах Музея имени Н.К. Рериха (в проверяемый период проведены 32 сменные выставки);

– проводились передвижные выставки картин из Музея имени Н.К. Рериха в России (в 2013–2014 гг. проведены выставки в 5 городах);

– реализованы выставочные проекты «Пакт Рериха. История и современность», «Пакт Рериха. Мир через культуру» (в проверяемом периоде проведено 107 выставок в Российской Федерации, 42 выставки в зарубежных странах (Германия, Уругвай, Чили, Нидерланды, Индия, Казахстан, Кыргызстан, Беларусь, США, Болгария, Узбекистан, Финляндия, Австрия) [1];

– организация и проведение научно-общественных конференций, семинаров, круглых столов, лекций по проблемам, связанным с изучением наследия Рерихов, популяризацией идей «Пакта Рериха» и «Знамени Мира», в том числе международных;

– научно-исследовательская работа по изучению и развитию художественных течений (космизм) философских учений;

– издательская деятельность;

– работы по воссозданию (реконструкции) и благоустройству памятника архитектуры и культуры XVII‑XIX вв. «Городская усадьба Лопухиных <…>.

Организацией на официальном Интернет-сайте Организации (www.icr.su), а также издаваемой Организацией печатной продукции, размещаются материалы, содержащие критику Министерства культуры Российской Федерации и его руководства, дается негативная оценка действий (решений) Министерства культуры Российской Федерации в отношении Организации.

Негативная оценка Министерства культуры Российской Федерации, его руководства связана с наличием правовых (судебных) споров между Министерством культуры Российской Федерации и Организацией по поводу прав Организации на наследство (имущество) Рерихов и усадьбу Лопухиных, занимаемую общественным Музеем имени Н.К. Рериха, а также деятельности указанного Музея, созданного Организацией <…>.

Анализ публичных материалов Организации, размещенных на сайте Организации, а также представленных Организацией в ходе проверки, свидетельствует, что публичные материалы, Обращения Организации связаны с уставной деятельностью Организации (в том числе с деятельностью общественного Музея имени Н.К. Рериха, размещенного в Усадьбе Лопухиных), защитой прав и интересов Организации и ее членов в конкретных ситуациях, не относящихся к государственной политике государства и его органов в целом <…>.

Публичная критика органов государственной власти, осуществляемая Организацией, связана с защитой общественного Музея имени Н.К. Рериха, прав и интересов Организации и ее членов в конкретных ситуациях и не относится к государственной политике государства и ее органов в целом.

Таким образом, при изучении и анализе информации и документов, касающихся деятельности Организации, установлено, что Организация не осуществляет деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. Деятельность Организации направлена на осуществление уставных целей <…>.

В ходе проверки изучен официальный сайт Организации, представленные в ходе проверки документы и сведения на предмет наличия (отсутствия) признаков осуществления Организацией экстремисткой деятельности, в том числе исследованы материалы, представленные Минкультуры России <…>.
Таким образом, в ходе ознакомления с документами Организации, представленными в ходе проверки, содержащимися в материалах учетного дела, материалами, размещенными на официальном Интернет-сайте Организации (www.icr.su), признаков экстремистской деятельности, предусмотренных Законом № 144‑ФЗ, на момент проверки не выявлено.

ВЫВОД: В ходе проверки не выявлено наличия признаков деятельности Организации в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Фактов наличия в деятельности Организации признаком экстремизма в ходе проверки не установлено.

В ходе проверки установлено, что Организацией осуществляется деятельность, направленная на достижение уставных целей Организации…» [2].

Как видим, Минюст России не пошел на поводу у г‑на Аристархова и не стал приписывать культурной организации функции иностранного агента и признаки экстремизма. А это в наше время, будем откровенны, дорогого стоит. Возникает вопрос – неужели В.В. Аристархову было сложно самому разобраться, who is who? Нет, не сложно. Находясь на своей должности, он просто обязан знать, чем занимается наш Музей и Центр. Тогда возникает второй вопрос – зачем ему было нужно превращать культурную деятельность МЦР в экстремизм? Причина проста: не имея никаких правовых оснований отобрать у МЦР наследие и выселить его из усадьбы, он начал нас по-настоящему «кошмарить», видимо, полагая, что так у него быстрее получится реализовать задуманное.

Но оказывается, МЦР не является одиноким неприступным островом в бушующем море беспредела г‑на Аристархова. Как сообщила 5 июля с.г. газета «Коммерсантъ» в статье «Хоровая оборона», началась «доследственная проверка по факту возможного превышения должностных полномочий и распространения клеветы заместителем министра культуры Владимиром Аристарховым. К этому привел имущественный конфликт вокруг площадей Академии хорового искусства им. В.С. Попова» [3]. И методы у г-на Аристархова все те же, причем он не стесняется их озвучивать: «…у государства есть масса способов сделать жизнь такому вот правообладателю (фонду) невыносимой. <…> И мы это сделаем, пусть это займет несколько лет» [4]. Я не сомневаюсь, что сделает, как уже сделал в отношении МЦР. Мы в этом аристарховском кошмаре живем с ноября 2013 г.

Меня удивляет не сам Аристархов, для которого что строительство, что культура – все это только бизнес. Видимо, так он привык разделываться с конкурентами в бизнесе, вот и перенес этот свой «стиль» на ниву культуры. Вопрос, вернее вопросы, в другом:

– почему Председатель Правительства РФ, которому подчинены все члены его кабинета, и его вице-премьер, отвечающий за культуру, не принимают никаких мер в отношении первого заместителя министра культуры В.В. Аристархова, несмотря на многочисленные жалобы на его действия, что позволяет ему продолжать свои бесчинства в отношении культурной организации?

– почему чиновники беспрекословно подчиняются В.В. Аристархову, когда он их натравливает на неподотчетную его ведомству общественную организацию для проведения бесконечных проверок с целью возбуждения дел по явно натянутым фактам административных правонарушений?

Господа чиновники, понимаете ли вы, что вашими руками В.В. Аристархов пытается уничтожить ростки общественной формы культуры в России, без которой государству не только не сохранить объекты культуры, но, как говорил патриарх русской культуры, наш соотечественник Дмитрий Сергеевич Лихачев, не сохранить и саму культуру?

Когда мы поймем, что и экономика, и политика приобретут «человеческое лицо» только если в основе образования и воспитания будет понимание значения культуры, тогда Президенту Российской Федерации не придется издавать Указы с требованием повышения нравственного и этического уровня чиновников [5]. Научиться этике жизни и нравственности возможно только на ниве культуры, которая не есть развлечение и досуг, а серьезная работа сердца и сознания. И чем скорее власть совместно с обществом начнут эту работу, тем быстрее мы выйдем из глобального кризиса, который охватил не только Россию, но и весь мир. Ибо основная причина этого кризиса находится не в экономике и не политике, а в необходимости переосмысления всех основ нашей жизни.

Если ИГИЛ в Сирии и Ираке разрушают культурную память прошлого, то подобные В.В. Аристархову разрушают будущее нашей страны, а это куда опаснее.

Прошу считать данную статью моим открытым обращением в Генеральную прокуратуру РФ, Следственный Комитет РФ и Федеральную службу безопасности РФ с просьбой проведения проверки по фактам превышения полномочий первым заместителем министра культуры В.В. Аристарховым и возбуждения против него уголовного дела за клевету.

Вице-президент
Международного Центра Рерихов
А.В. Стеценко

___________________________________

[1] Расхождение данных, указанных МЦР и Министерством юстиции РФ, связано с тем, что Министерство проверяло деятельность МЦР за период с 01.06.2013 г. по 30.05.2016 г., а учет выставок МЦР ведется с апреля 2012 г.

[2] Письмо директора Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России «О направлении Акта проверки» от 29.06.2016 г. № 11-72654/16.

[3] Туманов Григорий. Хоровая оборона // Коммерсантъ. 5.07.2016.

[4] Там же.

[5] «Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 гг.», введенный в действие Указом Президента РФ №147 от 1.04.2016 г.